Архитектура - это искусство создания пространственных структур. Поэтому пространство предлагается рассматривать как фундаментальный предмет теории архитектуры. В акте восприятия ордерной композиции познающий (зритель) и познаваемое (ордерная архитектура) существуют как единое целое. На основании достижений естественных наук и психологии в областях теории мышления, восприятия и памяти, представленных в работах И. М. Сеченова, Н. А. Бернштейна, Р. Земона, ордерный метод рассматривается в качестве средства констелляции моделей пространства, возникающих как следствие проприоцептивно-кинестетических ощущений. В этом процессе раскрывается онтологическая природа чувства тектонизма. Воспринимая ордерные формы, мы строим образы пространства. Ордерная архитектурная композиция рассмотрена как энграмма, «записанная» в виде фактурных полей и обеспечивающая взаимосвязь между реальными архитектурными формами и зрителем, программирующая коммуникативные характеристики архитектуры. Художественная тема в архитектуре представлена как диалектика объективных и субъективных качеств реально ощущаемого пространства.
Блинова Е. Восприятие ордерных композиций как построение моделей пространств. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;(72):92-104.
1. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. - М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. Т. 1, 2. - 392 c.
2. Блинова Е. К. Библиографические и иконографические источники изучения ордера: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 27 с.
3. О функционально-целевой типологии см.: Заварихин С. П. Русская архитектурная критика середины XIII - нач. XX. вв. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 221 с.
4. Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти // Леон Баттиста Альберти. - М.: Наука, 1977. С. 75.
5. Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. - М.: Искусство, 1971. - 224 с.
6. Каганов В. М. Философские воззрения И. М. Сеченова // Из истории русской философии: Сборник статей. - М.: Госполитиздат, 1951. С. 492-541.
7. Коротковский А. Э. Методологические основы системной теории архитектуры: Учеб. пособие / Моск. архит. ин-т. - М.: МАРХИ, 1987. - 103 с.
8. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. - М., 1981. - 224 с.
9. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. - М., 1985. - 223 с.
10. О стоическом термине «тонос» («напряжение») см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Т. V. - М.: Искусство, 1979. - 815 с.
11. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.
12. Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
13. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. - М.: Госполитиздат, 1947. - 647 с.
14. Скуратовский Г. М. Искусство архитектурного пропорционирования. - Новосибирск: Наука, 1997. - 187 с.
15. Современный словарь по психологии / автор-составитель В. В. Юрчук. - Минск: Эйлада, 2000. - 704 с.
16. Цит. по: Таруашвили Л. И. Эстетика архитектурного ордера. От Витрувия до Картмера де Кенси. - М.: Architektura, 1995. - 178 с.
17. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие - М.: Советский художник, 1988. - 587 с.
18. Цит. по: Хан-Магомедов С. О. Композиция и некоторые проблемы восприятия // Архитектура мира: Запад - Восток. Искусство композиции в истории архитектуры. - М.: Architektura, 1996. Вып. 5. С. 225.
19. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. - М., 1939-1958. Т. 4. - 984 с.
20. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. Т. 7. - 1096 с.
21. Подробнее об эстетической категории «стиль», о её дефинициях и о различных аспектах изучения см.: Эпохи. Стили. Направления: Сборник статей. - М.: Памятники исторической мысли, 2007. - 552 с.