RT - SR - Electronic T1 - ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «ЗНАЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ» (ИЗ «ВЫБРАННЫХ МЕСТ ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» Н. В. ГОГОЛЯ) С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ: АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГЛАВЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕГРАЛЬНОГО МЕТОДА SP - 2023-04-11 A1 - Некрасова, А. В. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/724 AB - ВВЕДЕНИЕ С развитием литературы появились новые возможности для изучения художественного или публицистического произведения: возникли новые вопросы, новые подходы (методология М. М. бахтина, системный подход, деконструктивизм), новые научные дисциплины (филологическая герменевтика, лингвопоэтика, психолингвистика). Применительно к методике и обучению русскому языку и литературе в иноязычной аудитории представляется продуктивным интегральный метод анализа произведения. Интегральная поэтика - способ научной интерпретации художественных произведений русской классической литературы в иностранной аудитории. Среди современных и активно используемых в обучении русскому языку и литературе методов выделяют лекцию-визуализацию, применение которой позволяет обучающимся посредством систематизации и выделения существенных элементов сформировать профессиональное мышление и успешно усвоить материал занятия. Творчество Н. В. Гоголя само по себе вызывает много вопросов, неясностей. Оно, безусловно, оказало значительное влияние и на формирование стиля и слога таких писателей «школы Гоголя» как Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. Аллюзии на Гоголя в их произведениях, текстуальная близость очевидны и закономерны. Интересно было бы заново прочитать многие произведения русской классики, исходя из тем и идей, оказавшихся наиболее актуальными, злободневными, требующими пристального внимания литераторов и литературных критиков. Не менее важно проследить, как та или иная тема раскрывается в произведениях разных писателей, в чем особенности идиостиля того или иного автора. В ходе такого урока анализируются и интерпретируются: 1) история создания и публикации произведения; 2) поэтика заглавия; 3) главные и частные темы и идеи; 4) пафос произведения; 5) жанр; 6) пространство и время; 7) индивидуально-авторский стиль; 8) место произведения в русской и мировой литературе. Контроль усвоения материала, применительно к теме занятия, наиболее охватывающей круг интересов иностранных студентов-медиков, целесообразно осуществлять с помощью некоторых вопросов для дискуссии: 1. Сравните первоначальную и современную редакции книги. Как поменялось содержание? 2. Как появилось название книги «Выбранные места из переписки с друзьями»? Кому посвящено произведение? 3. Прочитайте главу «Значение болезней» в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Как темы и идеи в ней соотносятся с композицией главы? 4. В чем состоит пафос главы «Значение болезней»? Каково отношение к болезням и страданиям в вашей стране (культурной и религиозной традиции)? Ознакомьтесь с изречениями Н. В. Гоголя, святых отцов Церкви о болезнях и страданиях человека (слайд 14 презентации). Прокомментируйте мысли религиозных писателей. Каково ваше отношение к этим явлениям? 5. Найдите в тексте главы «Значение болезней» жанрообразующие признаки. Как жанр произведения определяет его содержание? 6. Каковы способы изображения времени и пространства в тексте главы? 7. В чем состоит индивидуально-авторский стиль, каковы его приметы? 8. Какое место «Выбранные места из переписки с друзьями занимают в творчестве Н. В. Гоголя и в истории национальной и мировой литературы? Вспомнились ли вам произведения, в которых рассматривались подобные «Выбранным местам из переписки с друзьями» темы и идеи? Задание для самостоятельной работы позволит закрепить материал урока: прочитайте один из рассказов / повестей Ф. М. Достоевского («бобок», «Честный вор»), А. П. Чехова («Тиф», «Черный монах», «У постели больного»). Проанализируйте произведение по представленной на занятии схеме. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПУбЛИКАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Выбранные места из переписки с друзьями» были впервые напечатаны в Санкт-Петербурге в 1847 году. О замысле книги Гоголь сообщает в письме к А. О. Смирновой от 2 апреля 1845 года: «Это будет небольшое произведение и не шумное по названию в отношении к нынешнему свету, но нужное для многих...». В письме к Н. М. Языкову от 21 апреля 1846 года он снова говорит о своем замысле: «Я как рассмотрел все то, что писал разным лицам в последнее время, особенно нуждавшимся и требовавшим от меня душевной помощи, вижу, что из этого может составиться книга, полезная людям, страждущим на разных поприщах... Я попробую издать, прибавив кое-что вообще о литературе». В записной книжке Гоголя 1841-1846 гг. сохранился первоначальный план книги. Он значительно отличается от плана в современной редакции, сравним последовательность и заглавия некоторых из глав книги: Расположение писем, по замыслу Гоголя, соответствовало продуманной композиции, воплощая в себе отчетливую христианскую идею и следуя схеме Великого поста: от смерти («Предисловие» и «Завещание») через скорби и просвещение («Страхи и ужасы России», «Просвещение») к Воскресению («Светлое Воскресенье»). Первый и весьма ощутимый удар нанесла книге цензура: пять писем-статей были исключены, в других сделаны купюры и исправлены отдельные места. Встревоженный и огорченный Гоголь жалуется: «В этой книге все было мною рассчитано и письма размещены в строгой последовательности, чтобы дать возможность читателю быть постепенно введену в то, что теперь для него дико и непонятно. Связь разорвана. Книга вышла какой-то оглодыш» (А. М. Виельгорской, из письма от 6 февраля 1847 года). ПОЭТИКА ЗАГЛАВИЯ Произведение получило свое название «Выбранные места из переписки с друзьями», поскольку большею частью было составлено из писем или их фрагментов (мест), адресованных разным особам, близким писателю. Предметом писем были размышления об обязанностях различных сословий и призвании каждого отдельного человека, о назначении искусства, о необходимости внутреннего переустройства каждого. Названия каждой главы книги - формулировки тем; они содержат акценты на национальном моменте, т.к. главным содержанием произведения, по словам исследователя Владимира Воропаева, является Россия и ее духовная будущность [1]. Название главы III «Значение болезней» обусловлено тем, что в ней развивается мысль о значении болезней. болезни телесные могут быть полезны человеку, они имеют смысл. Оригинала письма, содержание которого передавалось бы в главе III, не обнаружено, однако существует опубликованное письмо Н. В. Гоголя графу А. П. Толстому из Рима от 2 января 1846 года: «Что сказать вам о моем здоровье? Велик бог, посылающий нам все! - это должны мы говорить ежеминутно. Вот вам мое нынешнее состояние: я зябну теперь до такой степени, что ни огонь, ни движение, ни ходьба меня не согревают. Мне нужно много бегать, чтобы сколько-нибудь согреть кровь, но этого теперь нельзя, потому что совсем ослабели и ноги, и силы, жилы болят и пухнут <…>. Я худею, вяну и слабею и с тем вместе слышу, что есть что-то во мне, которое по одному мановению высшей воли выбросит из меня недуги все вдруг, хотя бы и смерть летала надо мною. Да будет же во всем святая воля над нами создавшего нас, да обратится в нас всё на вечную хвалу Ему: и болезни, и недуги, и всё существование наше да обратится в неумолкаемую песнь Ему!» [2, с. 238]. Письмо адресовано графу А. П. Толстому. В «Выбранных местах…» к нему обращены 7 писем-статей - больше, чем к кому-либо. Знакомство Гоголя с Толстым состоялось еще в 30-х гг., со временем перешло в близкую дружбу. Гоголя привлекали в Толстом природная доброта, религиозная настроенность души, склонность к аскетизму. Александр Петрович Толстой (1801-1873) - потомок грузинского царя Вахтанга VI, с 16 лет на военной службе, в 1829 году флигель-адъютант, затем дипломат, губернатор в Твери (1834-1837), генерал-губернатор в Одессе (1837-1840). В 1840 году он вышел в отставку и уехал за границу. С 1855 года службу возобновил, занимал крупнейшие государственные посты - обер-прокурора Синода и члена Государственного Совета. Писатель неоднократно останавливался у Толстого в Париже, а в 1848-1852 гг. жил в его доме на Никитском бульваре в Москве, где писал второй том «Мертвых душ». ГЛАВНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ Темы и идеи соотносятся с композицией главы произведения. Композиция главы следующая: 1) жалобы на телесные недуги; 2) благодарение; 3) печаль о неисполнении долга; 4) смирение и благодарение; 5) наставление. Темы и идеи таковы: 1) причины и смысл телесных болезней («Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде…»); 2) представление о себе как о талантливом писателе («и я вижу сам теперь, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего»; «вся моя значительность»); 3) долг писателя («Но слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников…»); 4) вера в бога, Его Промысел (смирение, молитва, благодарение). ПАФОС ПРОИЗВЕДЕНИЯ Пафос «Выбранных мест…» состоит в необходимости внутреннего переустройства каждого человека, которое в конечном счете должно послужить залогом переустройства и преображения всей страны. Такое преобразование имеет, прежде всего, глубокий религиозно-нравственный смысл. В главе «Значение болезней», в частности, развивается общая для христианских писателей мысль о значении болезней и страданий человека для его духовного возрождения. Именно эту идею автор намеревался воплотить во втором томе «Мертвых душ». Согласно православному учению, телесное здоровье вторично по отношению к духовному. Мысли, содержащиеся в III главе, - своеобразная ступень на пути («лествице») такого переустройства. ЖАНРОВО-ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТь. АВТОРСКИЕ ЖАНРОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Духовная проза - это родовое понятие, соотносящееся с целым рядом разножанровых текстов, для авторов которых характерны следующие особенности: 1) христианское миросозерцание; 2) следование православной традиции; 3) объяснение смысла жизни по христианскому вероучению; 4) многообразие духовного опыта в христианском сознании; 5) целостность миропонимания, основанного на теоцентризме; 6) устремленность к обожению. К духовной прозе относятся литература духовного реализма, церковная литература, церковная публицистика, учительная литература. «Выбранные места…» относятся к церковно-светской публицистике. Авторская характеристика жанра дает основания относить произведение к эпистолярному жанру как родовому названию. Разновидностями жанра являются проповедь и исповедь, традиционные для святоотеческой литературы. Как проповедник Гоголь ориентируются на апостольские и святоотеческие послания; он поучает и обличает соотечественников: «христианин! Выгнали на улицу христа, в лазареты и больницы, наместо того, чтобы призвать Его к себе в домы, под родную крышу свою, и думают, что они христиане!» (Гл. XXXII «Светлое Воскресенье»). Жанр исповеди, тесно связанный с эпистолярным началом, характерный для России конца XVIII - первой пол. XIX вв., также существен для Гоголя: свою книгу он называл «исповедью человека, который провел несколько лет внутри себя». В литературе исповедь представляет собой тип повествования, предполагающий полную откровенность рассказчика, вступающего с читателем в предельно доверительные отношения. Начало главы представляет собой исповедь человека, которая от частного ее характера переходит к общему, ср.: «Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух» и «О! как нужны нам недуги» и т. п. Задача гоголевской публицистической проповеди - возводить жизнь до высоты божественного Закона, возвратить сбившихся с пути на путь, который они утеряли. хРОНОТОП ПРОИЗВЕДЕНИЯ Анализ пространственно-временных отношений в тексте показывает следующее: - для понимания идеи писателя оказывается определяющим, с одной стороны, влияние внешних обстоятельств (болезней тела), на внутренние изменения (души); с другой стороны, соотношение земной жизни («жизнь моя на волоске») и небесной («буду осужден»); - пребывание человека здесь, в земной жизни, временно, тогда как там, в небесной, вечно; здесь, на земле, жизнь видится долгой, бесконечной до тех пор, пока здоровье человека не пошатнется (болезненные муки при этом изнурительны и долги: «боже! где же наконец берег всего?»), когда человек увидит, что конец близок, и задумается о цели своего пребывания на земле («не дам никаких процентов на данные мне богом таланты…»). Таким образом, телесные недуги позволяют человеку сократить расстояние к богу. В этом видится значение и смысл болезней. ИНДИВИДУАЛьНО-АВТОРСКИЙ СТИЛь И ЕГО ПРИМЕТЫ «Выбранные места…», проникнутые библейским духом, содержат стилистические приемы, которые можно сопоставить с приемами в библейских и богослужебных текстах, «словах церковных пастырей». Все это находит отражение в языке произведения на уровне: 1) лексики (однокоренные слова, повторения, тавтологические сочетания, фигуры произвождения, фигуры усугубления - тождесловия и пр.): недуги - болезни; значительный - значительность - значительнее; глубина - глубже; 2) синтаксиса (однотипные конструкции с повторяющимися частями, эпифоры, анафоры, сгущения синонимов): так тяжело, так тяжело; 3) стилистики (стилистическая симметрия): силы слабеют - чувствуется усталость; оглянешься на себя - посмотришь глубже себе внутрь; не будь этих недугов - не будь тяжких болезненных страданий; куда б я теперь не занесся! - каким бы значительным человеком вообразил себя! 4) авторского стиля, приметой которого является цитирование Священного Писания, вкрапления цитат и ссылок в свой текст без кавычек. Человек, не знакомый с посланиями и с Писанием, не подозревает цитирования. Такой прием свидетельствует о полном согласии автора с церковнославянским текстом, полном растворении в мыслях, содержащих следы библейского текста: «...Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух» (реминисценция слов Спасителя, переданных св. апостолом и евангелистом Матфеем: «...дух бодр, плоть же немощна» (гл. 26, ст. 41); «...и не дам я никаких процентов на данные мне богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников...» (подразумевается притча Спасителя о талантах (Мф. 25, 14-30)). МЕСТО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ, ИСТОРИИ НАЦИОНАЛьНОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Выбранные места из переписки с друзьями» - уникальное произведение русской литературы, вызвавшее широкий общественный резонанс в современной Гоголю России: «Ни одна книга в последнее время не возбуждала такого шумного движения в литературе и обществе, ни одна не послужила поводом к столь многочисленным и разнообразным толкам» («Финский Вестник». 1847. № 2. С. 33). Гоголь писал, что свою книгу адресовал людям неверующим, тем, кто не ходит в церковь. В книге подчеркивается необходимость преодоления трагической отъединен-ности большинства людей от Церкви. В советское время книга ходила по рукам в ксерокопиях. Сегодня она оказалась ближе, понятнее и актуальнее для нас, чем для современников писателя. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При работе с иностранными обучающимися лекция-визуализация с опорой на метод интегральной поэтики способствует наиболее успешному восприятию и запоминанию студентами учебного материала, активизации мышления, формированию умения и навыков декодирования информации на образном, логическом, предметно-вещественном, вербальном и визуальном уровнях восприятия, развитию личностного отношения к обучению.