PT - JOURNAL ARTICLE AU - Афанасьева, Н. А. TI - СЛОВА АВТОРА В ДИАЛОГАХ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/718 AB - Значение изучения творчества Ф. Достоевского на занятиях по чтению в иностранной аудитории трудно переоценить. Однако, каким образом построить занятие, чтобы авторский замысел великого русского писателя был максимально понят учащимися, - вопрос более чем актуальный для методики преподавания русского языка как иностранного. Общеизвестно, что Ф. Достоевский - мастер диалога. М. бахтин в книге «Проблемы творчества Достоевского» писал: «…в центре художественного мира Достоевского должен находиться диалог, притом диалог не как средство, а как самоцель» [1, с. 156]. Однако в диалоге авторский взгляд, характеристика героев уходит в слова автора, в металексику, которой учащиеся, как правило, уделяют меньше внимания, сосредотачиваясь в основном на содержании прямой речи персонажей произведения и развитии сюжета. По мнению же Н. К. Рябцевой, «само использование металексики может выступать показателем авторского стиля и манеры описания диалога у писателя» [3, с. 383]. Метадискурс, метаязык, метатекст - понятия, значимые для современной лингвистики. Однако существуют разные подходы к их определению (об этом см. [2], [4]). В данной работе мы опираемся на точку зрения Н. К. Рябцевой, которая, описывая металексику речевого общения и художественной стиль писателя, особо останавливается на глаголах речи и их распространителях в словах автора художественного текста, что и является объектом нашего особого внимания. Цель настоящей статьи - предложить такой тип заданий на уроках чтения в иностранной аудитории, который бы способствовал развитию внимания учащихся к семантике металексических единиц и шире - словам автора в диалогах художественного произведения. Предлагаемые задания были апробированы в группе магистрантов-филологов уровня В2+ при знакомстве с романом Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Для чтения был выбран отрывок диалога Раскольникова и Мармеладова в распивочной. Текст не адаптирован, но сокращен. Рассмотрим ход урока и его результаты. Обращению собственно к тексту произведения традиционно предшествует краткий диалог-расспрос о Ф. Достоевском, его творчестве, сюжете романа «Преступление и наказание», а также краткая биографическая справка. Предваряет чтение текста знакомство с новой лексикой. Далее студенты выполняют следующее задание. Задание 1. Прочитайте отрывки из диалога. Определите, сколько человек участвует в беседе. Попробуйте охарактеризовать этих людей (возраст, занятия, душевное состояние, характер). Студентам предлагается текст диалога, в котором отсутствует прямая речь героев. Необходимо, опираясь только на слова автора и метатекстовую лексику в них, описать персонажей, участвующих в диалоге. Сначала студенты отвечают на вопрос «сколько человек участвует в диалоге и кто они?». Поскольку некоторые из учащихся знакомы с текстом романа, то дают правильный ответ, что в диалоге участвует 3 человека. После этого в таблице, где каждая из колонок посвящена одному из персонажей (Раскольникову, Мармеладову и хозяину заведения), записываются металексические единицы, помогающие понять эмоциональное состояние героя, его характер. Делается предположение, например, почему Раскольников не отвечает на вопрос (позже студенты узнают, что Мармеладов спрашивал: «Позвольте, молодой человек: можете ли вы... сказать утвердительно, что я не свинья?»). Студенты предложили следующие варианты: 1. Ему нечего сказать; 2. Он не знает, что сказать; 3. Не хочет отвечать. После прочтения самого отрывка появится и новое видение - невежливо отвечать на такой вопрос. Далее пытаемся понять состояние Мармеладова. Он говорит то твердо, громко, торжественно, то смотрит с беспокойством, отчаянием, то с усиленным достоинством пережидает хихиканье, то его голос пресекается. Делаем вывод, что герой пытается сохранить свое достоинство в непростой ситуации, но сам очень взволнован. Отношение к ситуации хозяина автор охарактеризовал словом зевая, которое свидетельствует о безучастности этого человека к происходящему. хозяин говорит громко, чтобы слышали все посетители. Далее студенты приступают к знакомству с самим текстом произведения, выполняя следующее задание. Задание 2. Прочитайте отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Ответьте на вопросы. Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время. Но теперь его вдруг что-то потянуло к людям…. несмотря на всю грязь обстановки, он с удовольствием оставался теперь в распивочной. Почему Раскольников сидел в распивочной? было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным. бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Какое впечатление произвел посетитель на Раскольникова? был ли он отставным чиновником? Он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил: - А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку не привычного. Мармеладов - такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили? Что думает Мармеладов о Раскольникове? Каждый раз после прочтения небольшого отрывка учащимся предлагается вопрос на понимание (общее / критическое и детальное) прочитанного, ответ на который студент должен написать преподавателю в индивидуальном чате в ZOOMе. Обучение онлайн позволяет использовать новые технологии и сразу контролировать понимание текста у всей группы. Преподаватель может устно комментировать каждый ответ, задавать дополнительные вопросы, позволяющие студентам уточнить или дополнить свой ответ, продолжить размышлять над прочитанным. Например, Во многом с Вами согласна. А почему Вы так думаете? Что в тексте Вам позволило сделать такой вывод и т. д. Подобный комментарий будет полностью понятен только адресату, а не всей группе, поэтому студенты вынуждены думать и отвечать на вопросы самостоятельно. Далее ответы обсуждаются коллективно. Этот прием показал себя достаточно эффективным, позволяющим быстро обратить внимание студентов на то, что они упустили. Например, на вопрос после следующего отрывка - Забавник! - громко проговорил хозяин. - А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник? А вы хотели бы герою задать такой же вопрос, который задал хозяин? Студенты дали такие ответы: Да / Я бы не спрашивала, потому что это странный вопрос / Нет, хозяин хотел издеваться над Мармеладовым. / Да, я хочу спросить его, почему он живет в праздности / Да хочу, потому что если чиновник ничего не делает, это странно. С одной стороны, второе из предложенных заданий абсолютно соответствует традиционным послетекстовым вопросам на понимание текста, а также тестовым заданиям; с другой стороны, такой пошаговый анализ читаемого текста позволяет студентам сразу проверять адекватность своего понимания, заставляет задуматься над прочитанным. Домашнее задание - написать сочинение-размышление на тему прочитанного. Ниже отрывки из сочинений в авторской редакции: 1. О «Преступлении и наказании»: Нищета - это грех. Дух таких людей, как Мармеладов, уже был уничтожен жестокостью жизни. Однако я всё ещё не думаю, что Мармеладов подлый человек. У него нет другого выбора, кроме как жить предосудительно или умереть. Таким образом, является ли смелым и благородным поступком отказаться от всякой ответственности и покончить самоубийством? Чей это грех, когда человек, доведенный жизнью до отчаяния, совершает преступление? Это сложная тема. 2. Я думаю, что Мармеладов - это тряпичный, безвольный и безответственный человек, но он тоже добрый. Он понимает, что его пьянство - причина горя для его семьи, но не может преодолеть тягу к алкоголю. Кроме того, он знает и то, что нехорошо жить на деньги Сони, но ничего не делать. Итак, он жил больно, стыдно. 3. Он женился на Катерине Ивановне из-за жалости к ней, но не выполнил свои обязанности мужа. Он как живой труп, не хочет, даже и не может отказаться от вредной привычки, в этом случае, мне не нравится он, даже ненавижу его. С другой стороны, он добрый, он очень любит своих жену и дети и понимает все их страдания, хотя уже был в такой ситуации, но мы не видели грубость в нём. Социальная среда в то время слишком жестокая, просто жить уже очень трудно. 4. Он знает, что его жена много работает и трудится с утра до ночи, но он не может изменить своему пороку - пьянству. Он был очень трагичным человеком. 5. В Китае есть такое высказывание: если Лев Толстой олицетворяет широту русской литературы, то Достоевский олицетворяет глубину русской литературы. 6. Такой человек не достоин сочувствия. Он не хотел меняться, и никто другой не мог его спасти. 7. Для меня это просто жалкий, несчастный человек. 8. Он безнадежен и не достоин сочувствия. На следующем занятии мы обсуждаем, как может относиться читатель и другие персонажи к Мармеладову. Студенты дают следующие ответы: читатель сочувствует / жалеет / осуждает / ненавидит / не понимает / чувствует неприязнь; хозяин / толпа осуждает / издевается; Раскольников удивляется / пытается понять / сочувствует / больше пони мает Мармеладова, чем хозяин, потому что сам «страдает» / помогает. А какова позиция Ф. Достоевского? Он придерживается такого же мнения, как и хозяин (т. е. толпа), или он бы поступил так же, как Раскольников? Студенты решили, что Ф. Достоевский поступил бы, как Раскольников, попытался бы понять, помочь. Таким образом, в статье предлагается два вида заданий, способствующих развитию навыков и умений понимания текста художественного произведения, его анализа. Одно из заданий направлено на формирование внимания к словам автора, метатекстовой лексике, а значит, и авторскому видению персонажей произведений. Второе задание заставляет студентов активно работать на уроке, размышлять над прочитанным, вчитываться в текст.