TY - JOUR T1 - СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР» НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНАЛИТИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ AU - Толстухина, И. И. AU - Дяо, Мэнин Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/711 N2 - Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» является хрестоматийным и нередко включается в программу обучения чтению студентов-иностранцев. При этом комментарий предлагается минимальный: произведение написано в период северной ссылки поэта, в 1826 году, в селе Михайловском. Основное внимание на этапе обучения студентов младших курсов уделяется толкованию трудной лексики. Понимание стихотворения студентами в этом случае исчерпывается темами русской зимы, ссылки, мотивами одиночества, дружеских отношений с няней. более глубокое изучение стихотворения, приближающее иностранных учащихся к его адекватному прочтению, возможно только на занятиях по аналитическому чтению. Цель анализа - представить студентам стихотворение как яркое проявление нового, в сравнении с недавним в творчестве Пушкина романтизмом, литературного направления, которое поэт называл «истинным романтизмом». В подготовке стихотворения к учебному анализу учитываем работы И. Л. Альми, А. Ф. белоусова, О. С. Муравьевой, Е. М. Таборисской, Ю. Чумакова и других исследователей. Главная задача преподавателя - показать студентам необходимость единства лингвостилистического и литературоведческого аспектов рассмотрения поэтического произведения, научить способам проникновения в имплицитное содержание художественного текста. Подход к прочтению произведения в этом случае будет другим - движение через союз лексики и грамматики, семантику всех составляющих текста, в том числе композиции, к глубинному смыслу. Методическое искусство заключается в том, чтобы преподаватель не раскрывал поэтического подтекста строк, а подводил студентов к самостоятельным выводам. Слова «северная ссылка», «село Михайловское», рождающие у русского читателя множество ассоциаций, ничего конкретного не говорят иностранному читателю, не рождают в его сознании реальных образов. Поэтому для создания установки на восприятие «Зимнего вечера» необходимо предложить учащимся визуальный ряд с контрастными видами южного моря, шумной, многоязыкой Одессы, которую накануне покинул поэт, и пейзажей Михайловского, Тригорского, Петровского, долины реки Сороть, озер Маленец и Кучане, изображением господского дома и парка, домика няни. На фоне презентации во вступительном слове преподаватель сообщит биографические подробности, предшествующие созданию произведения. Это может быть текст, данный ниже; позже преподаватель разошлет его студентам для повторения. Перед прослушиванием рассказа студенты получают задание - подготовить ответы на два вопроса: 1. Почему жизнь в Михайловском в 1824-1826 гг. была трудна для Пушкина? 2. Что в эти годы спасало Пушкина от тоски? «В августе 1824 года Пушкин приехал в имение матери Михайловское Псковской губернии. Пушкин был здесь не впервые, он приезжал сюда в разные годы и любил этот «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Но теперь он был в Михайловском невольником. Поэт был уволен со службы в Одессе («южная ссылка») и выслан под надзор полиции на север. Пушкин был в плохом настроении: после оживленной Одессы, яркой южной природы, моря его ждали глухая деревня, разлука с любимой, отсутствие друзей, духовного общения и развлечений. Кроме того, произошла тяжелая ссора с отцом, который согласился наблюдать за поведением и перепиской ссыльного сына. Однако в ноябре родители, брат и сестра Пушкина уехали в Петербург, и поэт остался один, со своей старой няней Ариной Родионовной, трогательно любившей питомца. Поэт вздохнул свободнее; помогала родная природа: вокруг был истинно русский пейзаж, «его покой и величие, строгая простота и тишина обняли Пушкина и успокоили» [3, с. 69]. Далее необходимо рассказать студентам, как проходил день поэта, какими были его обычные занятия, его окружение. «Утро было отдано часам «трудов свободно-вдохновенных», а иногда и весь день, и ночь, как рассказывали крестьяне, Пушкин писал. Творчество помогло ему вынести тяготы ссылки, закалиться. «Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой», - признавался позже поэт. Другим постоянным занятием было чтение. Он просит брата: «Книг, ради бога, книг!» - и шлет заказы с длинным перечнем: библия, Коран, Шекспир, Шиллер, Тацит, Карамзин, байрон, Вальтер Скотт, мемуары о Великой французской революции, о Наполеоне, жизнеописания Степана Разина и Емельяна Пугачева, современная литература, многое другое. Днем поэт любил совершать верховые прогулки (покажем рисунок В. Серова). Он навещал своих соседей - большое культурное семейство Осиповых-Вульф, где находил теплую дружбу, увлекательную беседу и творческий материал; впечатления, полученные в Тригорском, отразились в «Евгении Онегине». В этом доме была богатая библиотека, тысячи книг. Пушкин часто запирался в ней, читал и вел записи. Неподалеку от Тригорского расположено городище Воронич и Савкина горка - остатки древних укреплений, защищавших Псков на старой литовской границе. Эти исторические места привлекали Пушкина в период работы над трагедией «борис Годунов». бывал Пушкин и в Святогорском монастыре в четырех километрах от Михайловского; здесь находилось родовое кладбище Ганнибалов - Пушкиных. Поэт знакомился с бытом монахов, слушал их рассказы об эпохе мятежей, живо интересовался монастырскими книгами, летописями, погружался в прошлое. В крестьянском наряде Пушкин посещал монастырские ярмарки, вслушивался в речь нищих, мастеровых, торговцев, плач баб на кладбище, собирал песни, пословицы и поговорки, проникался духом народной речи. Записывал поэт и сказки, рассказанные няней, напетые ею песни. В письме брату Пушкин пишет: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Забота, доброе отношение Арины Родионовны облегчали поэту дни заточения. Запертый в глухой деревне, Пушкин тем не менее не был оторван от общественно-литературной жизни; важнейшим средством связи с миром была для него переписка [4, с. 293]. За два года жизни в Михайловском Пушкин послал около 120 писем. Но особенно радостными событиями был приезд к нему лицейских друзей - Пущина и Дельвига. В Михайловском интенсивная внутренняя духовная жизнь приводит Пушкина к творческому взлету; он пишет другу: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Им написано за два года более ста художественных произведений. Среди них трагедия «борис Годунов», центральные главы «Евгения Онегина», поэмы «Цыганы», «Граф Нулин», десятки лирических шедевров. В лирике этого периода отразились «перемены в поэте и человеке и явлен новый уровень поэтического мышления» [7, с. 51]. После такого вступления и краткой беседы по предложенным вопросам ставим перед студентами задачу: определить, как, в чем в стихотворении «Зимний вечер» проявился этот новый уровень мышления, новый уровень зрелости. Конечно, ответить легче в том случае, если студенты были ранее знакомы хотя бы с одним из стихотворений поэта романтического периода, например, «Редеет облаков летучая гряда...», «Кто, волны, вас остановил...», «К морю». Естественным началом рассмотрения стихотворения будет его прослушивание в исполнении одного из мастеров художественного чтения, лучше - Михаила Козакова. Не страшно, если не все слова текста будут студентам понятны. Предварительное задание на аудирование: Какие оттенки интонации вы услышали в этом чтении? Можно предложить выбрать из ряда характеристик интонации два-три определения: тревожная, радостная, беспокойная, печальная, нервная, задушевная, безнадежная, шутливая, невеселая, светлая, мрачная, бодрая. Значение трудной лексики уточняем с помощью небольшого визуального и толкового словаря (мгла, вихрь, кровля, солома, лачужка, дремать, веретено); его подготовку к занятию можно поручить студентам. Используя прием «словесное рисование», предлагаем задание на развитие воображения: «нарисуйте» картины, какие вы «видите», слушая это стихотворение. Следующий этап анализа - обсуждение композиции стихотворения и изменения эмоционального настроя каждой из частей. Студенты легко выделяют четыре части стихотворения, кратко говорят об их содержании. Труднее им ответить на вопрос, как создается поэтический образ. Образ бури создают зрительные и звуковые впечатления, в их воссоздании в тексте участвуют сравнения, звукопись, глаголы активного действия: кроет, завоет, заплачет, зашуршит, застучит - и деепричастие крутя. Обращаем внимание на значение приставки за - начало длительного действия в глаголах, обозначающих звуковые явления. Итог беседы о первой строфе - буря изображена как активно действующее лицо, это олицетворение; эмоциональный фон этой части - тревожность, беспокойство. Ставим вопрос: как меняется пространство и персонажи во второй и третьей частях по сравнению с первой? Студенты отвечают, что пространство уже не внешнее, агрессивное, за стенами жилища, а внутреннее, спокойное; персонажи - не активно действующая буря, а размышляющий лирический герой и его няня. На вопрос об отношениях персонажей дают ответ перифразы, студенты называют их: моя старушка, мой друг. Какие чувства героя открываются в них? Это сердечная теплота, доверие, привязанность, задушевность. Все, что касается психологии отношений, вызывает у студентов трудность обозначения, и здесь необходима лексическая помощь. Далее возможна небольшая дискуссия о том, как студенты воспринимают вопросительные фразы второй строфы - являются ли они риторическим, поэтическим средством или могли быть в описанной ситуации реальными вопросами? В поисках аргументации своей позиции студенты глубже вчитываются в текст, задумываются о поэтике стихотворения. Предлагаем обсудить вопрос о жилище, в котором находятся персонажи. Сообщаем (и показываем), что реальный дом Пушкина в Михайловском, хотя и являлся скромным, небогатым, но не был ветхой лачужкой, которая и печальна, и темна, и, конечно, был покрыт не соломой, а тесом [1, с. 126]. Чем же объяснить такой образ дома в тексте? Студенты предлагают свои догадки: может быть, в такой характеристике дома передано субъективное ощущение человека, окруженного снежной бурей? Или здесь сказалось беспокойство беззащитного невольника? Возможно, речь идет о домике няни, где проводит вечера поэт (это строение действительно было покрыто соломой)? Преподаватель не спорит с высказанными предположениями, но предлагает еще два пояснения. Первое: в стихотворении не подчеркнута социальная дистанция между персонажами, жилище - наше; поэт приближает таким образом «лирическое «я» стихотворения к образу простого человека [1, c. 129]. Второе: такое описание жилища может быть поэтической традицией античной лирики и русской поэзии конца хVIII - начала XIX вв.; ветхая лачужка (хижина, шалаш, уголок, обитель, келья) - символический образ жизни истинного поэта, укрывшегося от суеты и бурь жизни в сельской местности, в своих Пенатах [2, с. 21-22]. Подготовленный студент может сообщить о типичных образах из стихотворений современников поэта. Знакомит преподаватель и с мифологическим контекстом стихотворения - представлением о Парках - богинях судьбы, которые прядут нить человеческой жизни и в какой-то момент обрывают ее [там же, с. 20-22] Образ старушки с крутящимся веретеном поддерживает и звуковой лейтмотив: аллитерация на ш/ж/ч. Меняется ли здесь эмоциональный фон? Ассоциации и звукопись привносят грустные чувства, мелодия остается печальной, вызывает тревожные размышления о неопределенной судьбе персонажа. Как меняется состояние героя в третьей части? Усилием воли он хочет преодолеть смутные чувства и предлагает своей спутнице взбодриться. Что поможет ему в этом? Дружеское понимание, тепло, вино и народная песня. Даем студентам послушать фрагменты песен, упомянутых в стихотворении: плясовой «За морем синичка не пышно жила» и широко известной, веселой «По улице мостовой... шла девица за водой». Студенты отмечают озорство, бодрость, звучащие в них. В новом обращении к няне, перифразе «добрая подружка бедной юности моей», звучит уже не только дружественность, но и благодарность, что характеризует памятливость и благородство поэта. В последней части соединяются две темы - злой вьюги и преодолевающего ее доброго, устойчивого, спасительного домашнего мира. Кольцевая композиция вносит в стихотворение завершенность и стройность. После прослушивания романса М. Яковлева на слова Пушкина необходимо обсудить вопрос, как создается особая песенность, музыкальность стихотворения. Студенты назовут такие художественные средства, как многосоюзие, анафоры, синтаксический параллелизм, перекрестную рифму, деление на равные строфы. В сильных группах можно объяснить особую семантику «бодрого хорея» [6, c. 140]. Подводя итоги работы, попросим сравнить это стихотворение с любым из известных студентам романтическим произведением: есть ли сходство в изображенной ситуации, персонажах, характере лексики, есть ли в нем романтическая приподнятость, напряженность конфликта, необычность героев? Наши ученики заметят, что ситуация в этом тексте обыденная, житейская - пережидание вьюги, герои тоже обычные, простые люди, знающие и скуку, и тревогу, и надежду, живущие в условиях реальной михайловской ссылки; среди лексики есть совсем не романтические, бытовые слова - солома, веретено, кружка; упоминаемые песни - тоже подлинная русская фольклорная поэзия [5, с. 195]. Студенты вместе с преподавателем приходят к выводу: все эти обстоятельства говорят о том, что поэтом создано прекрасное произведение нового литературного направления - реализма.