TY - JOUR T1 - ТЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. А. НЕКРАСОВА И С. А. ЕСЕНИНА НА ЗАНЯТИЯХ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ AU - Лаврова, О. В. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/697 N2 - Определяя главное умение чтения художественного текста как умение адекватно понимать его идейно-эмоциональное содержание, Л. С. Журавлева и М. Д. Зиновьева подчеркивают, что его сформированность во многом зависит от лингвострановедческой подготовленности обучающихся. Страноведческий потенциал обнаруживает себя в тематике, проблематике, идейно-эмоциональной оценке отраженной действительности. Кроме того, страноведчески значимым для иностранного читателя оказывается и сам автор, являющийся типичным представителем своего народа, общества, эпохи [5, с. 11 - 27]. Для исследования процесса духовного сопряжения творчества Н. А. Некрасова и С. А. Есенина в их понимании материнской любви были отобраны, на первый взгляд, страноведчески разнородные произведения: «Внимая ужасам войны…» и «Песнь о собаке». Тем не менее, при их отборе в основу были положены следующие методические рекомендации: - необходимо обратить особое внимание на лексико-грамматическую доступность текста, т.к. в большинстве случаев художественная литература изобилует трудностями лексико-семантического характера; - следует обращать внимание на познавательную ценность текста и стремиться к тому, чтобы обучение языку расширяло общую эрудицию и культуру студентов [1, с. 44-46]; - целесообразно обращаться к таким произведениям, где позиция писателя выражена достаточно определенно [5, с. 11 27]; - для работы на языковом учебном занятии подойдет текст любого литературного произведения, представляющего интерес для иностранного студента, причем преподаватель не только может, но и должен демонстрировать обучаемым свои читательские интересы [6, с. 104-105]. С одной стороны, образ матери вызывает положительные эмоции у обучающихся, а их «интерес к произведению и его автору только помогут… понять текст, дав дополнительный стимул.…» [там же, с. 104-105], а с другой стороны, в русской анималистической литературе происходит «очеловечивание» животного, в частности собаки, которой приписываются такие материнские чувства, как любовь, радость, страдание, боль. Таким образом, через тему материнской любви в некрасовской и есенинской поэзии выражаются мировоззренческие вопросы. Можно предположить, что образ матери является центральным в поэтическом мире Некрасова и возвышается от частного - посвящений собственной матери - до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства - образа родины [4]. В середине XIX века тема женщины-матери нечасто встречается в русской литературе и до Н. А. Некрасова практически никто не писал о ней с такой теплотой и любовью. Елена Николаевна Некрасова, образованная и добросердечная женщина, сыграла важную роль в воспитании поэта. Известно, что Некрасов говорил о ней как о страдалице, жертве грубой и развратной среды, сочувствовал ей и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Любовью к ней озарено всё его поэтическое творчество. В небольшом, но значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны...» поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям, но одна лишь мать, поглубокому убеждению Некрасова, никогда не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. Слезы матери - единственные по-настоящему искренние слезы. Образ женщин-матерей, оплакивающих своих погибших сыновей, сопоставляется с образом плакучей ивы - символом вечной печали. Ветви ивы наклонились близко к земле (поникли), и дерево напоминает склоненную в плаче голову женщины с длинными косами. Сравнение человеческих действий, переживаний, отношений с образами природного мира - образный параллелизм - традиционный приём фольклора, придающий стихотворению обобщающее значение. Этот прием характерен для творчества Н. А. Некрасова как певца народной жизни. Приведем отрывки из сочинений-реакций китайских студентов на стихотворение Н. А. Некрасова: «Материнская любовь проявилась в свитерах. Моя мама имеет привычку вязать кофты для меня каждую зиму. Эти свитера сопротивлялись холодному ветру и дают мне тепло зимой. Однажды ночью я проснулся и пил воду, и обнаружил, что в комнате моей матери все еще был свет. Я осторожно открыл дверь и посмотрел. Это напугало меня. Был уже 1 час ночи, но моя мама все еще вязала мне свитер. Мои слезы лились сами собой! Любовь мамы всегда воодушевляет меня и помогает мне. Мама часто любит своих детей больше, чем себя!» (Чэнь Чжэ Чуань, 4 к.) «Моя мама - это не только тот человек, который подарил мне жизнь, это еще и друг, наставник по жизни. В ее руках чувствуешь себя ребенком в любом возрасте…Маме не нужно доказывать свою любовь!!! С возрастом приходит осознание того, что такое «материнская любовь». Мы очень редко говорим маме, как сильно мы ее любим, порой даже стесняемся проявить свои чувства, иногда даже стыдимся. Но любовь к матери - это не стыд, это уважение той женщины, которая нас родила. Нет ничего сильнее любви, материнской любви. Именно эта любовь не способна на предательство и обман. Что бы ни случилось, кем бы в жизни ни стали дети, мама всегда будет с ними!» (Цай Дицай, 4 курс). Тема, поднятая Некрасовым, получила большое развитие в последующие годы. К ней в различных аспектах обращались знаменитые поэты и прозаики. Так, Сергей Есенин «возглавил новокрестьянское направление в литературе, возрождая национальные традиции в современном искусстве. Он открылся читателям как певец крестьянской «голубой Руси», тонкий лирик и мастер психологического пейзажа» [3, с. 112]. У Есенина образ матери ассоциируется с образом природы. «Есенин обладает сильным социальным чувством. Для него реальность не есть нечто отвлеченное, он в ней живет… она… толкает к сокровенным местам детства. Родное село, мать, любимые сестры, воспоминания прошлого - вот его единственные опоры. Герою Есенина не на кого уповать, кроме как на природу и свою крестьянскую семью. Когда мы говорим о природе у Есенина, нам следовало бы учитывать то, что он кожей ощущает всё, излучаемое деревенским бытом… Ведь в природе есть естественная гармония и закономерность, которая отсутствует в мире социальном. Поэтому для Есенина быть крестьянином - то же самое, что быть поэтом» [2, с. 29-30]. Неоднозначность личности поэта, его духовные искания вызывают и сегодня живой интерес у исследователей его творчества. В интервью, взятом В. А. Суховым у З. Прилепина о новой книге писателя «Есенин» в серии «ЖЗЛ», на вопрос «Насколько чернота демонического двойника Есенина оттеняла ангельский свет его подлинника?» Прилепин ответил (и мы согласны с его мнением), что «он за песню отдал жизнь, а не душу. Один неглупый человек и поэт сказал гениальную вещь: у Есенина даже богооставленность - тѐплая. Это просто поразительно сказано. Все черное у Есенина - это от усталости и загнанности. Поэзия его преисполнена светом и благом. Там ничто ничего не оттеняет» [7, с. 18 -22]. Так, значительное место в стихотворении «Песнь о собаке» занимают христианские мотивы. Святость сотворения новой жизни, радость матери-собаки подчеркивается в стихотворении числом «семь» и символикой золотого и желтого цвета, имеющим сакральное значение: 7 таинств, 7 планет на небе, 7 дней недели, 7 чудес света и т. д. В стихотворении тоже семь строф и семь щенков. Золотой цвет в христианской символике - символ божественности, которая золотит «ржаной закут», «рогожи», «рыжих щенят». Именно христианский мотив милосердия к горю матери-собаки определяет лирический сюжет стихотворения и появляется даже в финальной сцене. Последние строки стихотворения исполнены высокого трагизма. Горе собаки изображено при помощи яркой метафоры. В темноте только светятся ее слезы, которые, как золотые звезды с небосклона, падают в снег. Образ золотых звёзд - присутствие в истории собаки божественного начала и высокого мученичества. Такого поэтического изображения собака заслужила своим страданием, которое в стихотворении не уступает человеческому [3, с. 120]. Мир животных - это мир «братьев наших меньших», по выражению С. А. Есенина из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…». В «Евангелии от Матфея» «меньшими братьями» названы бедные люди, нуждающиеся в защите, т. е. Есенин транслирует христианский мотив помощи слабым, обогащая его национальным восприятием, отражающим культурно-нравственные ценности русского народа. Китайским студентам-филологам для полноценного участия в межкультурной коммуникации нужно, на наш взгляд, дать представление об этом мотиве, не ломая национальных стереотипов, т.к. в китайской культуре характерна крайняя степень прагматизма по отношению к животным, заложенная в конфуцианстве: хорошо и нравственно то, что приносит практическую пользу. Реакция китайских студентов на «Песнь о собаке» (эмоциональная пауза, слезы на глазах) показала правильность такого широкого подхода к теме материнской любви. Таким образом, теме материнской любви в некрасовском и есенинском творчестве присуща высокая философская, идейно-нравственная, идеологическая нагрузка в сочетании со стремлением к простоте, прозаизации, реализму.