TY - JOUR T1 - ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА: АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ AU - Румянцева, Е. В. AU - Семенова, Л. В. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/695 N2 - При изучении русского языка как иностранного (РКИ) большое значение имеет специфика текстового материала, предлагаемого в аудитории иностранных курсантов военного вуза. Как правило, используются адаптированные тексты, но при включении в учебный процесс текстов лингвострановедческого характера расширяется информация о русских реалиях, русской культуре, русском характере, истории страны и ее природе. Особую роль выполняют аутентичные поэтические тексты страноведческого/краеведческого характера для формирования лингвокультурологической компетенции. Так, курсанты, обучающиеся в Ярославле, знакомятся с историей, традициями и жизнью города. В этой связи необходимо представить имена известных героев, ученых, художников, артистов, писателей. На занятиях подготовительного курса в иностранной аудитории рассказываем о знаменательной дате - 200-летии русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), который получил первоначальное образование в Ярославской гимназии. «Русская поэзия х1х века. «Природа в поэтическом творчестве Н. А. Некрасова» - тема занятия определяет учебные задачи: пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматических навыков, совершенствование навыков чтения, говорения и аудирования на основе поэтического текста. «С поэтическим текстом в эффективности не может соперничать ни прозаический текст, ни самое рационально составленное упражнение, так как присущее стихам возвращение к одним и тем же элементам языка - повтор звуков, слов, частей предложений, целых предложений, ритм и рифма - позволяет использовать поэтический текст не только как запоминающуюся иллюстрацию языкового явления, но и как эффективное упражнение», - считает исследователь Е. Н. Соловова [2, с. 5]. Поэтический текст обладает значительным языковым и культурологическим потенциалом, работа с ним формирует и развивает лингвистическую и культурно-просветительскую компетенцию, обогащает духовный мир иностранных студентов. Русская поэзия занимает особое место в курсе РКИ, так как дает представление о поэтической речи как особом лингвистическом и культурном феномене. При знакомстве с отдельными примерами русского поэтического творчества совершенствуется умение понимания поэтических текстов, а при воспроизведении их наизусть активизируется правильное фонетико-интонационное оформление русской речи. Отбор стихотворений по данной теме основывается на принципе аутентичности текста, главным критерием которого является культурологическая ценность произведения, обеспечивающая расширение знаний о стране изучаемого языка. При этом учитывается эстетика текста и языковая доступность, знакомство с жанрами поэзии, понятиями - ритм, рифма, сюжет, стиль автора и др. Восприятие поэтического текста представляет большую трудность для иностранных обучаемых, так как образный язык и поэтика литературного текста не являются для них легко доступными и понятными. Поэтому необходима поэтапная подготовка к изучению поэтического текста, включающая предтекстовую (объяснительно-комментирующую), притекстовую (аудитивно-рецептивную) и послетекстовую (закрепляюще-контролирующую) работу с лексическим и грамматическим материалом, позволяющая углубить языковые знания, обогатить словарный запас, сформировать грамматические навыки, в итоге - снять лексические, грамматические трудности восприятия текста. Следует учитывать, что поэтическая речь отличается от разговорной речи художественной образностью, средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антитезы, аллегории и др.), в тексте они несут на себе большую смысловую нагрузку, часто определяя главную мысль произведения. На понимание поэтического текста влияет культурно-национальное своеобразие иностранной аудитории, развитость художественного воображения, личностные особенности читателей, поэтому перед чтением стихов необходимо создать установку на восприятие произведения, соответствующую творческую атмосферу. На занятии необходимо использовать заранее подготовленный видеоматериал: виртуальное путешествие с помощью видеофрагментов и презентации «Некрасов и Ярославский край», фотографии, репродукции картин. Следует начать со вступительного слова преподавателя - минилекции о Некрасове, истоках его творчества, краткой информации о жизни поэта. В Ярославле есть памятник поэту на набережной реки Волги, музей-заповедник в деревне Карабиха, есть Некрасовский поселок городского типа, областная научная библиотека им. Н. А. Некрасова, школы и улицы имени поэта; ежегодно проводится традиционный Всероссийский Некрасовский праздник поэзии. Для курсантов училища проводятся экскурсии по некрасовским местам. Эпиграфом к занятию могут служить отрывки из стихотворения Н. А. Некрасова «Элегия» (1874): «Я лиру посвятил народу своему. быть может, я умру неведомый ему, но я ему служил - и сердцем я спокоен... Пускай наносит вред врагу не каждый воин, но каждый в бой иди! А бой решит судьба...» - и второй отрывок, служащий переходом к основной теме занятия: «И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, и эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, и лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, Увы! Не внемлет он - и не дает ответа…» В этих текстах необходимо прокомментировать новую для учащихся и устаревшую лексику. После прочтения отрывков стихотворения можно спросить о теме и настроении, которые стремится передать автор. Главной темой в творчестве поэта была тема свободы для народа и позиция поэта, служившего народу и выступавшего за его освобождение. Обсуждаем значение слов: элегия, лира, внемлет, вторит, долы, нивы, увы, мечтания. Курсанты работают со словарем, подбирают синонимы и родственные слова. Какова интонация этих строк? Объясняем, что, несмотря на их торжественно-печальный настрой, мысли о смерти, поэт призывает идти на борьбу. Предлагаем найти слова и фразы, подтверждающие это. беседу завершаем вопросами: Что поэт считает главным в своей жизни? Какую роль играет описание природы в его стихах? Перед работой над поэтическим текстом задаем вопросы: Какова роль описаний природы в художественных текстах? Какие поэты часто описывают природу? Нравятся ли вам картины природы, созданные в произведениях русских писателей? Останавливаемся на отрывке из стихотворения «Железная дорога» (1864): Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья поблёкнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни - Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою…[4] беседа после чтения текста включает вопросы: Как автор описывает осень? Какие сравнения вы можете найти? Почему автор ставит несколько восклицательных знаков? В каком предложении определяется главная мысль отрывка? Далее проводится лексическая работа: среди эпитетов отмечаются разговорные слова: ядреный в значении свежий, бодрящий; студеная в значении холодная; родимая - родная. Обращаем внимание курсантов на краткую форму прилагательных: желты, свежи. Предлагаем учащимся привести свои примеры эпитетов (прилагательных, причастий) при описании осени. Как обычно говорят об осени и ее красоте? (золотая осень). Почему автор использует прилагательные в краткой форме? (краткие прилагательные могут обозначать временный признак, обладают категоричностью, лаконичностью и большей выразительностью). Как вы думаете, почему в тексте использованы разговорные слова? (близость автора к народной речи). Если учащиеся читали стихотворение полностью, можно спросить: почему в стихотворении о железной дороге дается описание осени? (очарование осенней природы, контраст чудесной природы и положения простого труженика). Комментируется семантика глаголов: бодрить - оживлять, укреплять; поблекнуть - потерять яркость; определяется время и вид всех глаголов. Обращается внимание на размер стиха: дактиль с ударением на первом слоге стопы создает впечатление стука колес. В конце отрывка повторяющиеся гласные звуки [у] и [йу] создают впечатление встречного дующего ветра и движения поезда. Итоговые вопросы по содержанию фрагмента: Почему автор подчеркивает: Нет безобразья в природе! Думаю думу свою… Как вы понимаете слова «безобразье», «дума»? С какой интонацией вы прочитаете эти стихи? Сильным учащимся предлагается работа по переводу текста на родной язык. В процессе работы с поэтическим текстом формируется и совершенствуется умение выразительного чтения, происходит тренировка произношения и артикуляции звуков, интонационная разметка текста акцентирует смысловое восприятие. Новый лексико-грамматический материал расширяет понимание и осмысление идейного содержания текста, формирует лингвокультурологические знания, развивает эстетическое отношение к языку. С точки зрения Н. М. Шанского, лингвистический анализ поэтического текста основывается на «учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка, с одной стороны, и четком ограничении и правильной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов, с другой» [3, с. 21], поэтому необходимо дать объяснение устаревших слов и грамматических форм, авторских оборотов речи и др. Следующим примером может служить стихотворение «белый день был недолог…» (1866). белый день был недолог, вечера длинней. Крики перепелок реже и грустней. Осень невидимкой на землю сошла, Сизо-серой дымкой небо облекла. Солнце с утра канет в тучи, как в нору. Если и проглянет, смотришь: не к добру! Словно как стыдливым золотым лучом Пробежит по нивам, глядь: перед дождём! Побежал проворно оживлённый ключ и ворчит задорно: «Как-де я могуч!» Весь день ветер дует, по ночам дожди; Пёс работу чует: дупельшнепов жди. [5] Природа у Н. А. Некрасова не существует отдельно, она связана с настроением и чувствами человека, она играет определенную роль в его жизни. Родная природа вдохновляла поэта, она спокойна, красива и гармонична: «Мне лепетал любимый лес: верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней! Родных лугов, родных полей…»; русская природа у поэта как продолжение русской жизни. С огромной любовью он создавал картины природы в своих стихах, любовь поэта к родине всегда начиналась с любви к природе. После чтения текста предлагаются вопросы: Как вы понимаете строки: «белый день был недолог»; «Осень невидимкой на землю сошла»? Какие чувства вызывает у вас картина осени, нарисованная поэтом? Какие образы возникают при чтении стихотворения? Какие антонимы есть в тексте? Далее про водим лексическую работу с новыми словами: объясняем названия птиц (пере пелка, дупельшнеп - болотная птица); значение глаголов (облекла - от глагола облекать, книжное, в значении окутывать/покрывать; чует от глагола чуять/чувствовать; канет от глагола кануть, устаревшее, в значении пропасть/исчезнуть; ворчит - от глагола ворчать, в значении сердиться, выражать неудовольствие). Обратим внимание на изобразительно-выразительные средства: олицетворение, метафору, сравнение, которые объясняются как слова в переносном значении (осень невидимкой на землю сошла, дымкой небо облекла; солнце канет в тучи; пес работу чует). Среди заданий, направленных на развитие внимания к образности поэзии, возможны такие: восстановить стихотворение, в котором пропущены буквы или целые слова (самостоятельно или из списка слов); восстановить пропуски предлогов или союзов; заменить выделенные слова синонимами или антонимами; к устаревшим словам подобрать современные аналоги; объяснить значение слов или словосочетаний; подобрать к существительным прилагательные и глаголы; назвать из текста примеры наиболее понравившихся и запомнившихся, эмоционально окрашенных выражений, придающих яркость образам и др. Некрасов в своем поэтическом творчестве запечатлел все времена года в таких произведениях, как «Зеленый Шум», «Лето», «Перед дождем», «На родине», «Ночь в Крыму», «Мороз, Красный нос», «На Волге» и др. В этих текстах поэт изобразил природу средней полосы России, особенно подчеркнул широту русских просторов. Он видел красоту во всем, даже в самых обыденных пейзажах, видах луга и поля, леса и реки. Но как поэт, защищающий русский народ, крестьян, он в каждом произведении обращался к народной теме, а гармоничный мир природы противопоставлял миру людей, где царили беззаконие, жестокость, обман. Тема природы для поэта - это путь к пониманию русского народа, живущего рядом с ней. Выбор предложенных стихотворений определяется и темой занятия, и их небольшим объемом. Они могут быть использованы в качестве фонетической разминки или иллюстративного элемента на занятиях по лингвострановедению. Следующим образцом такой работы может выступить текст стихотворения «Снежок». Снежок порхает, кружится, на улице бело. И превратились лужицы в холодное стекло. Где летом пели зяблики, сегодня - посмотри! - Как розовые яблоки, на ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, как мел скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая весёлых белых мух. [4] Вопросы к аудитории: Как вы думаете, почему автор снег называет «снежок»? Какие времена года сравнивает поэт? Что выступает приметами лета и зимы? (примета лета - зяблики, зимы - снегири). Какие выразительные средства языка вы можете назвать? Эпитеты - холодное стекло, розовые яблоки, снежок скрипуч, сух (краткая форма прилагательных), веселые, белые мухи; олицетворения - снежок порхает, кружится, изрезан лыжами; метафоры: лужицы - стекло, снежок - мел, веселые белые мухи; сравнение - снегири как яблоки. Какие названия птиц как часть живой природы автор использует в стихах? Какой глагол поэт ставит в форме императива и почему? (посмотри). Какое время года вы любите больше; почему? Далее рекомендуется дать задание: подготовить чтение стихотворения по памяти (наизусть). Среди заданий на развитие грамматических навыков возможны грамматические трансформации, например, в морфологии - изменение видов, времени глагола, рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных; в синтаксисе - словосочетаний и предложений, их разных конструкций; сравнительный анализ грамматических явлений родного языка с русским. На основе поэтического текста варьируются задания в зависимости от уровня подготовленности группы, но для всех необходимы задания на преодоление трудностей грамматики. Отметим, что русская поэзия на примере творчества Н. А. Некрасова выступает как иллюстрация богатства и разнообразия языка, а в лингвокультурологическом плане русские стихи представляют собой ценный языковой материал, формирующий «языковой вкус эпохи», стимулируют интерес и мотивацию к дальнейшему самостоятельному изучению поэзии и ее языка, тем более что «художественный текст является уникальным текстовым материалом, как бы специально созданным для использования при обучении языку (в нашем случае - русскому как иностранному)» [1, с. 8].