@article{Шкуратова2023-04-11, author = {А. А. Шкуратова}, title = {Обучение биологии современных школьников на полевой и экскурсионной практике}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Важным направлением в современном российском образовании является создание условий для получения обучающимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций и умений как целостной системы. Развитие способности человека действовать в конкретной жизненной ситуации, в которой необходимо проявить самостоятельность и мобильность, является одним из важнейших результатов обучения. Жизненные навыки, полученные при обучении биологии, на наш взгляд, являются одними из самых важных для человека. Биология в школьном образовании обеспечивает понимание обучающимися естественно-научной картины мира, развитие практических умений и навыков, подготовку будущих выпускников к жизни. Внеурочная деятельность, как и полевая практика, играет важную роль в развитии познавательной компетентности. В процессе полевого практикума обучающиеся осваивают навыки исследовательской деятельности. Во время практики обучающиеся способны актуализировать полученные знания, научиться добывать новую информацию, проводить наблюдения, анализ и систематизацию полученных данных, измерять различные объекты природы, что во время уроков не всегда возможно и вызывает значительно меньше интереса у обучающихся. Рабочая программа полевой практики должна полностью соответствовать содержанию школьной рабочей программы по биологии, чтобы дополнять ее практическими знаниями, не превышая требования к уровню подготовки обучающихся. Она предназначена для расширения биологического кругозора обучающихся на примере изучения живых объектов родного края. Прекрасными показателями такого изучения могут стать лабораторные работы по оценке состояния древостоя или растений - индикаторов кислотности почв и загрязнений. Очень значима возможность проведения летней полевой практики. Биологическая систематика - предмет обширный и охватить его наиболее полно в сроки, отведенные школьной программой в течение учебного года, очень сложно. Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период, позволяет на ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем. При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоохранной работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней. Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики, закономерностями существования биоценозов, с биологией и экологией отдельных видов. За период практики они получают навыки флористической работы, осваивают методику биоморфологического описания, определения растений и животных. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным правилом: максимальное сохранение целостности флоры и фауны. Особое внимание уделяется редким и исчезающим видам. Летняя практика способствует развитию у школьников наблюдательности, умения ориентироваться в природе, вызывает у них повышенный интерес к биологии, обеспечивает более эффективное усвоение биологических знаний. Существенную поддержку работе учителя могут оказать эко-лагеря и эко-музеи. Ярким примером является созданное в 2016 году ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» относящееся к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и обеспечивающее режим особой охраны природных комплексов и объектов на территории национального парка «Кисловодский». Его основными задачами являются: - сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; - сохранение историко-культурных объектов; - экологическое просвещение населения; - создание условий для регулируемого туризма и отдыха; - разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; - осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); - восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. Музей является прекрасным показателем сочетания высоких технологий и природных объектов. Оформление музея не подходит под привычное многим понятие, в нем можно потрогать, понюхать и посмотреть на голографические движущиеся объекты, которые несомненно заинтересуют детей и наглядно покажут многие научные факты из окружающего их мира. Эко-лагеря представляют образовательные центры, где происходит знакомство с природой, с правильным обращением с ней. Обычные пешие походы в лес для современных детей - это экзотика. Многие с легкостью обращаются с навигатором, но мгновенно теряются, когда в руки попадает компас. Эко-туристические детские лагеря дают возможность понять, что настоящая живая природа гораздо интереснее гаджетов или, как минимум, тоже стоит внимания. К сожалению, такие лагеря может позволить себе лишь малая часть детей. Школьная же полевая практика позволит детям изучить особенности природы родного края и возможно вызовет интерес к дальнейшему изучению природы и борьбе за ее защиту.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/678}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/727}, }