TY - JOUR T1 - Роль блогов в школьном биологическом образовании AU - Шевченко, А. С. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/677 N2 - В обновленном ФГОС основного общего образования особая роль отводится развитию у учащихся навыка использования информационно-коммуникационных технологий не только в повседневной жизни, но и в процессе обучения [1]. Разделяем мнение С. В. Суматохина о том, что при обучении биологии необходимо развивать у учащихся навыки просвещенных пользователей цифровых устройств и Интернета, формировать правильное отношение к цифровым технологиям [2]. Важное значение в реализации данной цели имеет деятельность учителя биологии. Однако кроме владения мультимедийными технологиями современный педагог должен ориентироваться в возможностях, которые предоставляет Интернет. К таким возможностям относится использование образовательных или научных блогов. Под блогом мы понимаем Интернет-ресурс, содержание которого периодически обновляется. Для успешного ведения блогов учитель биологии должен придерживаться основных правил: информация должна постоянно обновляться, быть научно достоверной и излагаться в доступной форме; блог должен быть открыт для каждого желающего; необходимо поддерживать связь с аудиторией и соблюдать культуру речи [3]. Кроме этого, для учителя могут являться примером уже существующие блоги с образовательным контентом. Такие блоги будут выполнять роль вспомогательных средств для достижения различных целей и выполнения определенных задач. При выборе любого блога учителю биологии необходимо придерживаться определенных критериев: блог должен соответствовать возрастной категории учащихся; информация должна быть научно достоверной; в англоязычных версиях должны отсутствовать ошибки в переводе; информация должна излагаться в доступной для детей форме. Проведенный нами анализ блога “Khan Academy” показал, что лучшему усвоению и запоминанию учебного материала по биологии способствует объяснение темы с помощью зарисовок схем [4]. Завершив рассмотрение определенного раздела или темы, учитель может поделиться с учащимися ссылкой на видеоролик. Многие темы, как, например, «Клеточное дыхание», «Мембранный транспорт», в этом блоге приведены на углубленном уровне, что даст возможность учащимся лучше разобраться в вопросах биологии. Это особенно актуально для тех, кто планирует сдавать экзамен по биологии, или для тех, кто отсутствовал на уроке и без объяснения материала не может его самостоятельно освоить. У школьников часто возникает множество вопросов, ответы на которые они не могут найти или возможные полученные ответы некорректны. И блог, который учитель порекомендует своим ученикам, может помочь преодолеть возникающие трудности. При выборе любого блога учителю биологии очень важно его проанализировать, придерживаясь вышеописанных критериев. При организации освоения учащимися курса биологии, определенной главы или темы учителю, прежде всего, необходимо их заинтересовать. И в данной проблеме вспомогательным средством может являться блог. Например, блог «Мир глазами микроскопа» позволяет увидеть, как можно прививать интерес к изучению биологии [5]. Этот ресурс не будет актуален для учащихся, которые не присутствовали на занятии. Особенно полезен этот блог в ходе изучения курса биологии животных. Учитель, кроме обычной рекомендации посмотреть видео, может дать учащимся задание. Например, найти ролик, который был школьнику наиболее интересен и какую полезную информацию он смог из него извлечь. Или предложить учащимся попробовать себя в роли ведущего блога и снять короткое видео на выбранную тему. Считаем, что образовательный блог может способствовать формированию интереса к изучению биологии и повышению эффективности биологического образования. При использовании блогов в образовании задачи учителя заключаются в том, чтобы понять, как можно использовать блог; уметь его подобрать в соответствии с возрастной группой; проанализировать контент по отобранным критериям. Осведомленность поможет учителю биологии создать свой блог, выполняющий функции, которые необходимы для достижения педагогических целей и выполнения требований обновленного ФГОС основного общего образования. Таким образом, считаем важным и перспективным использование блогов в биологическом образовании. Их правильное использование в процессе обучения будет способствовать повышению уровня биологических знаний.