@article{Уварова2023-04-11, author = {М. Е. Уварова}, title = {Чтение как средство интеллектуального развития и повышения качества биологического образования}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Специалисты отмечают, что современные школьники мало времени уделяют чтению разной литературы, будь это книги, журналы или статьи, предпочитая проводить время в социальных сетях. Профессор психологии государственного университета Сан-Диего Джин Твенге указала на то, что, «по сравнению с прошлыми поколениями, подростки больше проводят времени в сети и меньше читают книги и смотрят телевизор. Общение с гаджетами заменило радости от чтения историй и просмотра фильмов на телеэкране» [5]. У современного поколения новые кумиры, большинство которых не скрывают, что за всю жизнь прочитали мало, а то и вовсе не прочли ни одной книги. Это заметно по их речи и поведению, ведь благодаря чтению у человека расширяется словарный запас, ему становится проще выражать свои мысли в более красочной форме, также расширяется и кругозор, меняется мировосприятие, человек становится эрудированным, а личность более интересной и сформированной. Для достижения таких высот нужно читать качественную литературу. Но мало просто прочитать, важно понимать, осознавать, выделять важную и нужную информацию, запоминать ее и делать верные выводы. Такой навык пригодится помимо личного саморазвития и в учебной деятельности, направленной на изучение биологии. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер и смысловое чтение отнесено к универсальным учебным действиям [2]. Американский философ Мортимер Адлер в своем труде «Как читать книги» пишет о том, что «искусство аналитического, интерпретирующего и критического чтения необходимо лишь тогда, когда в процессе знакомства с книгой мы начинаем понимать то, что ранее было недоступно. Такое ощущение имеет прямое отношение к тем немногим книгам, которые можно с пользой перечитывать снова и снова» [1]. Труд М. Адлера - не только учение о том, как надо читать книги, но и своеобразный регламент восприятия информации, которую читатель должен пропустить через себя. Важно, что чтение М. Адлер считает не развлечением, а сложной умственной работой, постоянным обучением, тренировкой чувств и мышления, которую мы внутренне не осознаем. Постигающему чтение человеку необходимо терпение, привычка и понимание, что наилучший результат достигается постоянными тренировками. Проблема современного биологического образования заключается в том, что учащиеся читают мало и неосмысленно. Эта проблема существует давно и до сих пор считается актуальной. Профессор С. В. Суматохин справедливо обращает внимание на то, что «при обучении биологии необходимо формировать у учащихся умение читать и осмысливать официально-деловые, научные, учебно-научные, публицистические и художественные тексты. Они дополняют друг друга, позволяют учитывать индивидуальные особенности познавательные потребности учащихся» [3]. Далее он описывает четыре вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее и рефлексивное. Поисковое подразумевает поиск конкретной биологической информации и общее представление о содержании текста. Ознакомительное чтение направлено на целостное восприятие и понимание биологического текста, не нуждается в запоминании и воспроизведении информации. Изучающее требует от учащегося полного погружения и осмысления прочитанного текста для дальнейшего его воспроизведения. Рефлексивное чтение подразумевает анализ изменения своего эмоционального состояния, сопоставление разных точек зрения и источников биологической информации. При обучении чтению биологического текста у учащихся с 5-го класса следует развивать умение узнавать научный термин и логично применять его, а также антиципировать содержание и выражать смысл изложенного текста. Для систематизации полученного материала и более глубокого понимания следует обучать таким приемам обработки информации, как конспектирование, составление плана, сравнение, кодирование в виде графиков и схем. О полноте понимания биологического текста свидетельствуют следующие показатели: умение находить информацию и интерпретировать текст, ориентироваться в содержании и понимать его смысл. Для формирования у учащихся смыслового чтения следует использовать разные техники. Разделяем мнение о том, что «цель смыслового чтения состоит в максимально точном и полном понимании содержания текста при внимательном прочтении. Если учащийся читает вдумчиво, то у него работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда школьник овладевает смысловым чтением, у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная» [4]. В заключение отметим, что отказ от чтения негативным образом влияет на успеваемость учащихся по биологии, негативно влияет на их грамотность и способность воспринимать сложные проблемы. Задача учителя биологии состоит в том, чтобы формировать у учащихся интерес и любовь к осмысленному чтению. Это не только оптимизирует изучение биологии, но и в дальнейшем будет полезным жизненным навыком.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/676}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/725}, }