TY - JOUR T1 - STEAM как инновационная технология в экологическом образовании AU - Сапанова, Н. Д. AU - Челдибаев, Ж. Б. AU - Кабылбек, К. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/674 N2 - STEAM - одна из приоритетных технологий в образовании, так как способствует формированию компетенций учащихся XXI века: критического мышления, навыков командной работы, коммуникативных компетенций и творчества - ключевых компетенций будущего специалиста. Современное состояние окружающей нас природной среды определяет актуальность экологического воспитания в школе. Формирование экологической грамотности школьника невозможно только в рамках одного предмета, так как решение экологических проблем носит междисциплинарный характер. Поэтому проекты STEAM могут стать своеобразным объединением предметных областей с естественно-научной методологией познания мира. Говоря об образовании STEAM, следует отметить, что оно основано на использовании междисциплинарного и прикладного подходов, а также на объединении пяти естественно-научных дисциплин в единую схему обучения. Сегодня в ряде стран (Австралия, Великобритания, Израиль, Канада, Китай, Сингапур, США и др.) стало популярным STEAM-образование (science - наука, technology - технология, engineering - инжиниринг, А - Art mathematics - математика). STEAM-образование в школе позволяет создать смешанную среду, в которой учащиеся начинают понимать, как на практике применять научные методы. Поэтому реализация STEAM-проектов в образовательном процессе позволяет аргументированно использовать теоретический материал на практике в жизни. Этот аспект особенно важен в процессе реализации экологических проектов, когда ученик получает реальную возможность применить полученные знания в жизни, используя различные учебные действия и невольно участвуя в вопросах охраны окружающей среды и решения экологических проблем [1]. В настоящее время формат школьной площадки позволяет создать единое междисциплинарное дидактическое пространство, в котором у обучающихся по биологии формируется целостное представление о месте человека в биосфере, позволяет установить взаимосвязь между процессами, возникающими под воздействием экологических факторов; знания по химии помогают детям раскрыть механизмы биогеохимических процессов; физика демонстрирует опасные масштабы воздействия человека на природу; географические знания позволяют оценить происходящие в природе изменения. Интегрировав школьный курс биологии с другими естественно-научными дисциплинами, можно организовать такие работы, как командные проекты экологического содержания; внеклассные мероприятия в STEAM-естественной среде; эколого-экспериментальные проекты; социальное проектирование экологического содержания; использование цифровой лаборатории в экологических экспериментах. Таким образом, проекты STEAM вносят свой вклад в экологическое воспитание школьников, интегрируя школьные предметы. А инженерное мышление и навыки моделирования позволяют детям создавать нестандартные проекты [2]. Сфера естественных наук - это область изучения природного мира, знание науки помогает информировать процесс инженерного проектирования. Технология - инструмент, который используется для удовлетворения человеческих потребностей и является продуктом как науки, так и техники. Инженерия использует научные и математические концепции, а также технологии для решения проблем и создания новых вещей. Поэтому для подготовки обучающихся к будущей карьере в современном бурно меняющемся мире необходимо еще в школе помочь лучше понять эти различные области на основе объединения дисциплин. STEAM и экологическое образование преследуют схожие цели - развивать навыки критического мышления и решения проблем для подготовки детей к будущему миру и работе. Однако эти две области не работают вместе так часто, как могли бы. Хотя в STEАM есть научный компонент, образование в области STEАM в основном сосредоточено на технологиях и инженерии, а естественные науки отошли на второй план [3]. Экологическое образование должно рассматривать окружающую среду в целом, без дробления на небольшие не связанные между собой единицы. Это поможет включать рассмотрение окружающей среды как естественной и искусственной, технологической и социальной, а также местной и международной. Поэтому экологическое образование нуждается как в контексте, так и в интеграции. Чем более целостно мы сможем взглянуть на окружающую среду и множество взаимосвязанных частей, тем лучше мы сможем научиться ее защищать. Когда в экологическое образование включаются другие науки и предметные области, появляется возможность лучше понять экологические проблемы, с которыми сталкивается общество, оптимизировать обучение, позволяющее будущему специалисту эффективнее решать проблемы [4]. Основная цель экологического образования - содействовать защите окружающей среды как путем освещения современных стратегий в области устойчивого развития, так и посредством воспитания специалистов по решению проблем, способных решить мировые проблемы. Одним из лучших способов воспитания таких «решателей» проблем является интеграция STEM в учебную программу по экологическому образованию. Сочетание экологического образования и STEM может обеспечить развитие востребованных в образовании навыков XXI века. Как экологическое образование, так и STEM обучают наших школьников опыту решения проблем, сотрудничества и принятия решений [5]. STEAM и экологическое образование преследуют тождественные цели, поэтому могут быть объединены. Для эффективного функционирования STEAM необходимо организовать междисциплинарное обучение, что способствует пониманию студентами различных компонентов STEAM а также развивитию навыков сотрудничества, решения проблем и принятия решений в области достижения устойчивого развития общества и природы (экологической устойчивости) [5]. В заключение отметим необходимость продолжения развития идеи о связи образования в области естествознания, математики и инженерии с экологическим образованием.