@article{Сыздыкова2023-04-11, author = {А. К. Сыздыкова, Д. Б. Джусупова}, title = {Роль дисциплины «Биотехнология» в вузе}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Биотехнология - это совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью биологических агентов. Современная биотехнология - это наука о генно-инженерных и клеточных методах и технологиях создания и использования генетически трансформированных биологических объектов для интенсификации производства или получения новых видов продуктов различного назначения. В состав биотехнологии входят генная, клеточная и экологическая инженерии. Как наука биотехнология зарекомендовала себя во второй половине ХХ века, а именно в начале 70-х годов. Все началось с экспериментов по генной инженерии, когда ученые смогли перенести генетический материал из одного организма к другому без осуществления половых процессов. Для этого использовалась рекомбинантная ДНК или РНК. Такой метод и сейчас применяется для изменения или улучшения определенного организма [1]. Потенциал, который открывает биотехнология для человека, велик не только в фундаментальной науке, но и в других сферах деятельности и областях знаний. При использовании биотехнологических методов стало возможно массовое производство всех необходимых белков. Значительно проще стали процессы получения продуктов ферментации. В будущем биотехнология позволит улучшать животных и растения. Учеными рассматриваются варианты борьбы с наследственными болезнями при помощи методов генной инженерии. Генная инженерия как основное направление в биотехнологии значительно ускоряет решение проблемы продовольственного, аграрного, энергетического и экологического кризисов [2]. Это направление биотехнологии открыло новые возможности для выведения новых сортов растений и пород животных, которые принесут пользу сельскому хозяйству. Самое большее влияние биотехнология оказывает на медицину и фармацевтику. Прогнозируется, что в будущем благодаря развитию биотехнологии станет возможной диагностика и лечение тех заболеваний, которые сегодня имеют статус неизлечимых. Развитие биотехнологии связано не только лишь с биологическими науками. В микроэлектронике разработаны ион-селективные транзисторы на основе полевого эффекта (HpaI). Биотехнология играет роль также в повышении нефтеотдачи нефтяных пластов. Наиболее развитым направлением является использование методов биотехнологии для очистки промышленных и бытовых сточных вод. В развитие биотехнологии внесли свой вклад многие другие дисциплины, именно поэтому биотехнологию стоит отнести к комплексной науке. Биотехнология осуществляется в двух формах деятельности: 1) в форме научной деятельности, имеющей свой предмет биологического исследования; 2) в форме практической деятельности, или технологического процесса на производстве. Эти формы деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предметами профессиональной деятельности являются планирование и осуществление экспериментальных исследований в области пищевой и сельскохозяйственной биотехнологии; планирование и осуществление инновационной, предпринимательской, комплексной инженерной деятельности в биотехнологии (изучение потребности рынка, поиск возможностей для их удовлетворения, планирование производства, проектный менеджмент); управление и организация биотехнологического производства и смежных отраслей. Современная концепция высшего образования в области биотехнологии отражает необходимость формирования знаний и навыков обучающихся в вузе. Стоит отметить, что общие знания и умения обучающихся в области использования биотехнологии в фармацевтическом производстве имеют большое значение, так как, по экспертным оценкам, в будущем доля лекарственных средств, получаемых биотехнологическими методами, составит около 50 % от всех применяемых лекарственных средств. Поэтому дисциплина «Биотехнология» становится одной из приоритетных и инновационных дисциплин, объединяющих фундаментальные и прикладные науки, а также производство [3]. Целью изучения инновационной дисциплины «Биотехнология» в вузе является формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков по разработке методов биосинтеза, биологической трансформации и комбинации методов биологической и химической трансформации субстанций полезных веществ, а также овладение информацией о биотехнологических препаратах, способностью использовать информацию о биотехнологических препаратах и предоставлять данную информацию потребителю. Изучение биотехнологии в вузе ориентировано на овладение студентами интегрированными знаниями в области методологии науки, психологии управления, менеджмента, биотехнологии, информационных технологий для критического анализа, оценки и синтеза новых знаний и инноваций. В ходе изучения указанной дисциплины студенты овладевают способностью применять профессиональные и исследовательские навыки в научной, проектной деятельности для развития и повышения эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов и предпринимательства в области биотехнологии и смежных отраслях, анализировать результаты научных исследований биотехнологических процессов и материалов, находить варианты дальнейших исследований, составлять отчеты по результатам выполненных научно-исследовательских работ. В своем послании народу Казахстана [4] Н. Назарбаев, в 2017 году - президент республики Казахстан, отмечает важность подготовки лидеров делового, профессионального, научного мира для созидания органичного общества на основе идей гражданственности и патриотизма, модернизации общественного сознания - Рухани Жаңғыру, третьей модернизации Казахстана, что актуализирует необходимость обучения студентов применению профессиональных и исследовательских навыков в научно-исследовательской и инновационной деятельности в области биотехнологического производства. Развитие предпринимательских навыков у студентов для реализации стартап-проектов на основе собственных научных исследований. С точки зрения повышения качества подготовки специалистов особую значимость приобретает активизация самостоятельной работы студентов в соответствии с государственной стратегией модернизации высшего профессионального образования. В связи с этим возникает необходимость перестройки учебного процесса с экстенсивного на интенсивный, что позволит добиться качественного скачка в подготовке специалиста как творческой личности, владеющей методами самостоятельного пополнения знаний по выбранной специальности и готовой столкнуться с непредвиденными обстоятельствами в своей профессиональной деятельности.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/673}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/722}, }