PT - JOURNAL ARTICLE AU - Сазонова, О. С. AU - Каирбекова, Д. М. TI - Дискуссия при обучении биологии как средство формирования у учащихся личностных качеств DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/670 AB - В связи с последними событиями, связанными с пандемией, набирает популярность дистанционное обучение. Однако многие исследователи отмечают, что оно отрицательно влияет на личностные качества обучающихся и их способность грамотно формулировать мысли и умение вести дискуссию [1; 2]. В федеральном государственном образовательном стандарте среди личностных результатов указаны результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми [3], для чего важно предоставлять учащимся возможность самостоятельно искать информацию, высказывать свое мнение, строить речь, выстраивать и сопоставлять аргументы и факты, говорить вживую. Современный учитель биологии должен уметь проводить проблемные уроки, на которых учащиеся активно включаются в самостоятельную поисковую деятельность. У них развиваются творческие способности, формируется исследовательская активность. Организуемые на проблемных уроках биологии дискуссии способствуют развитию личностных качеств, среди которых: уважение чужого мнения, умение выражать свои мысли. Использование дискуссий способствует формированию критического мышления, умению аргументировать свою точку зрение. Помимо прочего, дискуссия - это возможность взглянуть на разные точки зрения и проанализировать их, участвующие в ней должны быть открыты для иной точки зрения и терпимы к другому, иногда противоположному, мнению. Используя дискуссию, мы рассмотрели ее эффективность на примере изучаемой в 10-м классе темы «Эволюция». Вопросы возникновения и развития жизни на Земле достаточно многоаспектны. Поэтому при изучении этих вопросов могут возникнуть проблемные ситуации в плане восприятия и усвоения отдельных вопросов. Считаем, что для овладения сложным материалом требуется нестандартный подход, при котором обучающийся сможет найти ответы на непонятные вопросы через диалог со своими сверстниками. В этом и состоит главное достоинство использования дискуссии при изучении теории эволюции. Информация, полученная в ходе поэтапных рассуждений, запоминается более эффективно, что, в свою очередь, позволяет легче усвоить сложный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы. Использование дискуссии позволяет развить умение объяснять процессы механизмов живых систем и процессов в природе, интерпретировать данные и, опираясь на них, делать какие-либо выводы, умение экстраполировать. Перечисленные умения определяют уровень естественно-научной грамотности обучающихся, а это является одним из важных показателей качества биологического образования [4]. Дискуссия развивает такие коммуникативные умения, как умение правильно излагать свою позицию; использовать приемы доказательства, опровержения; получения нового социального опыта; обеспечивает живой обмен мнениями; установление доверительных отношений между учащимися. Использование дискуссии будет способствовать пониманию основных гипотез происхождения жизни на Земле и обобщению представлений о характере эволюции, в том числе: узнать, какие научные взгляды на развитие жизни существовали в додарвиновский период; охарактеризовать основные теории эволюции органического мира; сформировать представление о логике развития эволюционных учений; обозначить роль теории эволюции Ч. Дарвина в формировании современной научной картины мира; изучить современные концепции биологической эволюции; провести сравнительный анализ синтетической теории эволюции и дарвинизма; сформировать единую картину развития эволюционных учений. Предлагаем примерный план дискуссии. На первом этапе учащиеся знакомятся с правилами ведения дискуссии и делятся на три группы: первая и вторая - непосредственные участники дискуссии, третья - слушатели, которые после высказываний каждой из сторон будут представлять свои выводы. На втором этапе двум группам предоставляется перечень вопросов, на которых нужно дать четко сформулированный ответ, полученный в ходе обсуждения в каждой группе. После этого представители групп последовательно высказываются, излагая свою точку зрения, относительно определенного вопроса. Представители третьей группы определяют, мнение какой группы смогло убедить их. Важно, чтобы высказался каждый член группы. Вопросы к дискуссии по данной теме будут предусматривать рассмотрение различных концепций о жизни на Земле, таких как креационизм, трансформизм, ламаркизм, теория катастроф Ж. Кювье, дарвинизм и СТЭ. В процессе дискуссии мы предлагаем включить следующие вопросы для обсуждения: Как вы считаете, уместно ли данное положение (теория) в наши дни? Какие аргументы в пользу нее вы можете подобрать? В чем заключается ее прогрессивность? Какие положения этого положения (теории) кажутся вам наиболее спорными? Можно ли назвать эту теорию эволюционным учением? Для выяснения отношения к дискуссии как продуктивному методу обучения нами был проведен опрос 31 преподавателя МГПУ. Среди опрошенных 93,5 % считают дискуссию продуктивным методом. Данный метод использует 80,6 % опрошенных, 6,5 % участников не использует данный метод. Участникам предлагалось оценить свое умения организовывать дискуссию по 5-балльной шкале. Согласно полученным данным, 15 человек (48,4 %) оценивает свое умение на 4 балла, что соответствует хорошему уровню владения данным методом. Свое умение на 5 баллов оценило 11 человек (35,5 %). Резюмируя полученные данные, можно сделать выводы: дискуссия как метод активного обучения достаточно распространена и активно используется в образовательном процессе педагогического университета; эффективность данного метода коррелируется в зависимости от умения педагога реализовывать деловое обсуждение; не всегда метод дискуссии применим для обучения в соответствии с поставленной целью, поскольку различный уровень осведомленности учащихся в определенной теме может препятствовать эффективности учебного процесса; низкая мотивация учащихся может затруднить использование данного метода на занятиях. Важно ответственно подходить к подбору тем и вопросов для дискуссий. В заключение отметим, что дискуссии позволяют учителю развить речевые навыки учащихся, улучшить их мнемонические способности и ассоциативное мышление, а также вовлечь в учебный процесс малоактивных, снимая речевые барьеры учащихся. В целом, дискуссия помогает развить навык логического мышления, навык аргументации и анализа информации. С помощью такого метода преподаватель может обозначить проблемную ситуацию при изучении неоднозначных тем, такой метод дает учащимся возможность самостоятельно рассмотреть тему урока с различных точек зрения, тем самым усвоив и закрепив новый материал. Применение дискуссий на уроках биологии помогает учащимся не только воспринимать новую информацию и закреплять уже изученный материал, но и сопоставлять целостную систему знаний. Дискуссии на уроках биологии будут способствовать формированию самостоятельного, научного мышления.