RT - SR - Electronic T1 - Развитие профессиональной компетентности учителя биологии на основе организации творческих работ по решению задач и упражнений SP - 2023-04-11 A1 - Ногербек, А. Д. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/668 AB - Современная школа требует от учителя многого: глубокой научной подготовки, высокого мастерства, безусловной педагогической грамотности и компетентности. Преподавание биологии предполагает использование различных средств и методов обучения. Задачи моего исследования педагогической деятельности многоаспектны, но основными из них являются: 1) повышение мотивации к преподаванию биологии при решении задач и упражнений с использованием современных педагогических технологий, методов развивающего обучения; 2) развитие творческого и логического мышления, памяти, биологической речи учащихся при решении задач и выполнении упражнений по биологии; 3) создание на уроке оптимальных условий для развития каждого ученика в ходе решения задач и упражнений по биологии. Для реализации запланированных задач необходимо использовать современные педагогические технологии, методы развивающего обучения. Рассмотрим различные виды деятельности учеников на уроке, которые сделают его интересным. На каждом уроке будет требоваться рабочая тетрадь и учебник для решения задач и упражнений. Необходимо поддерживать позитивный эмоциональный настрой урока, это будет способствовать познавательному интересу учащихся к предмету. Для каждого урока биологии мы должны выбирать и разрабатывать задания и упражнения, основанные на рациональной методологии. Мы можем дифференцировать задания и упражнения по степени помощи ученику со стороны учителя, то есть в соответствии со степенью самостоятельности ученика в выполнении заданий и упражнений. Это особенно важно для слабых учеников. Работа должна быть организована таким образом, чтобы степень самостоятельности школьников со временем возрастала, а доза помощи уменьшалась. Для такой дифференциации имеется накопленный дидактический материал с образцами заданий, напоминаниями - опорами, напоминаниями - алгоритмами [4]. Не отказываясь от традиционных методов построения урока, мы можем применять нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-путешествие. Уроки по проверке знаний могут проходить в форме зачетов и викторин. Применяются различные формы организации учебной деятельности учащихся - индивидуальная, групповая и фронтальная. Для развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии необходимо использовать всевозможные биологические задания и упражнения. Согласны с тем, что если нет познавательной задачи, не будет эффективной работа мысли учащихся, при наличии же задачи актуализируется поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Учащиеся исследуют явления, ищут пути их решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, и это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и, наконец, это способствует формированию и развитию познавательного интереса к биологии [1; 3]. На уроках биологии мы можем использовать следующие типы заданий: - способствующие развитию логического мышления, - помогающие в распознавании природных объектов, - служащие формированию навыков выдвижения и доказательства гипотезы, - способствующие развитию исследовательских навыков; - помогающие связать теоретические знания с практическими; - связанные с самоанализом; - содержащие новую информацию для учащихся. Учащиеся находят для себя много интересных и познавательных фактов при выполнении заданий и упражнений. Творческая задача не имеет однозначного и односложного ответа или решения; практична и полезна для учеников; связана с жизнью учеников; вызывает интерес у учеников; максимизирует цели обучения. Идеальная дидактика - это ее отсутствие, при этом ученик стремится к знанию таким образом, чтобы ничто не могло остановить его. Для этого предлагаются различные задания и упражнения, из которых ученик имеет право выбирать, что ему нравится: - делает рисунок на тему; - создает схему или резюме; - придумывает биологическую задачу на тему; - выбирает пример по теме из дополнительной литературы; - составляет кроссворд; придумывает фантастическую историю, например «Жизнь организма в новой среде обитания»; - придумывает эксперименты. Применение творческих заданий на уроках биологии ведет к более эффективной самореализации ученика и способствует сохранению его индивидуальности. Ученики не боятся новых смелых нестандартных решений, они могут пересмотреть свои взгляды и действия, свои ошибки и могут не согласиться с мнением учителя, поэтому они предлагают лучшее решение проблемы [2]. В результате решения творческих задач на уроках учащиеся могут улучшить усвоение учебного материала, формируются межпредметные связи. 1) преподавание активизирует умственную деятельность, поэтому ученик учится с напряжением, но с особенным интересом; 2) у большинства учащихся появляется положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес проявляется не только к отдельным темам курса, но и в целом к биологии; 3) повышается эффективность интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В процессе такой организации обучения учащиеся овладевают навыками учебного сотрудничества, приобретают независимость, уверенность, осваивают различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности. В заключение мы хотим отметить следующее: 1. Стимулируя познавательную активность учащихся и увеличивая их собственные усилия в овладении знаниями при решении задач и упражнений по биологии и на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии. 2. При обучении решению задач и упражнений по биологии мы должны активно работать над развитием всех учащихся, охватывая сильных и слабых в академической успеваемости. 3. Использование рассмотренных методов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углубляет знания учащихся при решении задач и упражнений по биологии. 4. Система методических средств и технологий активизации познавательной деятельности при решении задач и упражнений по биологии для школьников является важнейшим показателем в практическом освоении каждым учителем, в развитии соответствующих навыков и умений.