@article{Ногербек2023-04-11, author = {А. Д. Ногербек}, title = {Творческий подход к изучению биологии в высших учебных заведениях}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Биология - предмет, который сложно изучать, и это влияет на успеваемость обучающихся. Сложность изучения биологии снижает мотивацию к освоению предмета и в результате не позволяет добиться высоких образовательных результатов. Трудность освоения предмета (например, сложно изложена информация о структуре ядерных хромосом и их роль в генетической экспрессии и др.) вызвана неправильными представлениями, неочевидностью межтемных связей биологии и характером темы в целом. Некоторые студенты не обладают необходимыми навыками, из-за чего у них возникают проблемы с изучением биологии. Важным при изучении биологии является умение продуцировать и доказывать идеи, характеризовать и описывать понятия науки. Чтобы эффективно изучать биологию учащиеся должны устанавливать связи между различными темами, анализировать, описывать и оценивать концепции. Поэтому студентам необходимо мыслить творчески, ибо креативность - это способность формулировать проблему, находить оригинальный ответ (или множество ответов), оценивать и распространять его среди других. Студенты, обладающие этими навыками, будут иметь преимущество в понимании научных концепций и в представлении научной картины мира в целом. Основная идея статьи заключается в определении путей развития креативности, которая обеспечит эффективную поддержку студентов старших курсов в понимании предмета биологии. Для развития творческого потенциала студентов необходимо овладение приемами определения проблем, обработки неожиданных результатов и тестирования гипотезы. Формами организации обучения, построенного на развитии креативности студентов, являются занятия в классе, онлайн-обучение и лабораторные практики. Существует пять этапов творчества от подготовки, инкубации до освещения и проверки и соответствующие им условия. В статье обсуждению подлежат трудности, возникающие при изучении биологии, определение креативности и методов стимулирования креативности в изучении биологии. Креативность полученного продукта характеризуется новизной, качеством и актуальностью как необходимым условием для решения проблемы, в то же время уникальностью и соответствием определенной работе или контексту. Иными словами, креативный продукт - инновационный продукт. Креативность развивается в рамках трех компонентов, которыми являются человек, общество и внешний фактор. Творчество проявляется как результат внутренних и внешних предпосылок. Если внутренними предпосылками, влияющими на творчество, являются интеллект, способности, интерес, образование и знания, то культурные и экономические факторы являются внешними предпосылками. Для повышения качества обучения оба фактора должны быть максимально задействованы в учебно-воспитательном процессе. Творчество имеет важное значение в образовании. В развитии творческих способностей студентов важна роль университета как учебного заведения. Установлена связь между творчеством и успехами студентов в изучении естественных наук. Научное мастерство можно рассматривать как способность понимать основную концепцию науки, выдвигать гипотезы и осуществлять теоретический поиск, проводить эксперименты и сотрудничать. Эти навыки соотносятся с научным творчеством, поэтому студентам необходимо узнать о творчестве, для стимулирования эффективного изучения науки. Для изучения контента нецелесообразно разобщенно применять методические приемы, направленные, во-первых, на освоение информации, а во-вторых, на развитие навыков творчества, - их необходимо интегрировать. Д. Гилфорд (1950) указал, что образование не должно быть сосредоточено на запоминании информации. Напротив, основное внимание в обучении должно быть сосредоточено на том, как использовать информацию для решения проблемы, а не для запоминания. Между тем процесс извлечения и преобразования информации включает работу дивергентного и конвергентного мышление. Если дивергентное мышление направлено на поиск альтернативных решений, то конвергентное представляет целенаправленный поиск формулировки одного конкретного ответа. Конвергентное мышление: - использует четкий алгоритм действий, когда кончаются алгоритмы, начинается паника; - правильный ответ только один и способ его найти - тоже; - сосредоточено на изучении и использовании уже готового материала, а не на создание нового и т. д. Дивергентное мышление: - свободно от стереотипов; - развивает быстроту восприятия, в результате чего человек быстро схватывает новую информацию; - характеризуется гибкостью, то есть способностью переключать точку зрения и смотреть с разных сторон на одно и то же явление; - связано со способностью подмечать детали, видеть необычное в обычном; - предполагает многовариантность действий, ответов может быть много и все правильные. Участвуя в научных исследованиях, студенты понимают роль творческой деятельности в построении знаний. Поэтому при решении заданной биологической проблемы студенты разрабатывали авторскую методику эксперимента. Другими словами, основной идеей эксперимента является решение проблем. Примером решения проблемы является случай, когда они находят неожиданный результат в рамках своего эксперимента. Неожиданный результат даст студенту возможность разработать уникальный способ его решения, а также провести аналогии, что может помочь студенту осознать свое неправильное представление о некоторых биологических закономерностях и трудности с поиском связи между биологическими темами. Творческий процесс - основная идея практики поиска и обсуждения причинно-следственных закономерностей, то есть способ, с помощью которого студент или группа студентов коллективно развивали свои идеи. Новые для авторов идеи при дальнейшем обсуждении были подтверждены их сверстниками и преподавателем, который поддержал размышление. У студентов есть данные эксперимента, которые послужили основой для дальнейших действий исследования. Наконец, студенты приобретают возможность применить навыки творческого поиска в изучении биологии, полезные в реальной деятельности. Поскольку творчество формулирует новые и полезные идеи, оно может быть применено в сфере образования, чтобы помочь учащимся решить их собственные проблемы. Поэтому студентам необходима практика в приобретении навыков творческой деятельности. Авторское исследование будет способствовать развитию творческих способностей учащихся, поскольку им предстоит решить свои трудности в изучении биологии. Эти виды деятельности включают разработку идеи, соединение различных идей, формулирование предложений по определенной проблеме, внедрение решения в практическую деятельность, анализ неожиданного результата и его оценку. Процесс аналогии, соединяющий различные идеи, и последовательность исследовательских действий помогут студентам понять биологические концепции. Для осознания неправильного представления о некоторых фактах и закономерностях в биологии студенты последовательно выполняют действия запроса и получают обратную связь, проясняющую и уточняющую усваиваемую информацию. С помощью аналогии и последовательности исследовательских и творческих действий студенты глубже осознают связи между темами предмета биологии.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/667}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/716}, }