PT - JOURNAL ARTICLE AU - Мелкова, В. А. AU - Азизова, И. Ю. TI - Задания на основе сторителлинга как средство развития эволюционных понятий в разделе «живые организмы» (подраздел «животные») DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/666 AB - Подготовка школьников к успешной когнитивной деятельности при обучении биологии включает, согласно ФГОС ОО, формирование у них способности ставить и решать познавательные задачи, обрабатывать информацию, грамотно письменно и устно оформлять свою мысль. Исследованиями многих методистов-биологов (Н. М. Верзилин, Е. П. Бруновт, И. Д. Зверев, В. М. Корсунская, Н. А. Рыков, Е. А. Флерова, В. М. Пакулова и другие) и практикой учителей биологии доказано, что основная движущая сила образовательного процесса заключается в планомерном развитии понятий. Ученые доказывали, что развитие понятий тесно связано с повторением материала, установлением межтемных связей, образованием понятийных конгломератов, приобретением и развитием умений и практических навыков и т. д. Так, Н. М. Верзилин писал, что для развития понятий необходимо установление и демонстрация их связи на протяжении всего процесса обучения. В результате понятия усваиваются более прочно, а не остаются на стадии восприятия. На каждом последующем уроке должно осуществляться сравнение ранее изученных организмов - это повторение позволяет развивать понятие об эволюционном усложнении систем органов. Напротив, понятия, оставшиеся на стадии восприятия, были получены без мыслительной работы, т. е. как догма [1, с. 87-116 с.]. Ученый утверждал, что форсирование изучения понятий приводит к их формализации. «Готовые» понятия легко забываются, потому что были получены как догма. Каждое понятие должно постепенно усложняться. Начальное понятие, которое включает один элемент знания, должно объединяться с другими понятиями и образовывать более сложное [1]. Развитие понятий об эволюции животного мира в подразделе «Животные» осуществляется на протяжении всех уроков. Учащиеся должны рассматривать строение живых организмов с учетом процесса их исторического развития, усвоить сущность эволюции и ее основные закономерности. На данном этапе происходит усвоение эволюционных понятий о многообразии животного мира, его систематике, индивидуальном развитии, взаимосвязи живых организмов и окружающей среды, происхождении одних групп животных от других. Так, в вводных темах рассматриваются понятия об искусственном отборе. При последовательном изучении тем у учащихся должно формироваться понимание об индивидуальном и историческом развитии живых организмов. При изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, которые выражаются в разнообразных приспособлениях, должны развиваться понятия об адаптации, изменчивости и приспособленности как результатах естественного отбора. В заключительной главе «Развитие животного мира на Земле» подводятся итоги и закрепляются эволюционные понятия [3, с. 15-16]. Однако, как показывают наблюдения, далеко не все учащиеся среднего звена общеобразовательной школы способны адекватно воспринимать, интерпретировать и анализировать биологический текст, опознавать в нем эволюционные понятия и приводить примеры, доказывающие правильность своих суждений. Такой недостаток отчасти обусловлен вызовами настоящего времени, среди которых низкая читательская культура учащихся, дефицит дидактических средств преодоления «клипового» мышления современных детей. Решение данных проблем при обучении биологии возможно при условии появления новых методических средств обеспечения школьников познавательными стратегиями. Одним из таких средств, постепенно завоевывающих внимание педагогического корпуса, является сочинение (storytelling), построенное в виде историй с определенной структурой (экспозиция → завязка → развитие → кульминация → развязка) и героем [2]. Задания на основе сторителлинга могут иметь следующую структуру: - на формулировку ответа с опорой на авторитет ученого; - на формулировку ответа с опорой на личный опыт; - на анализ и комментирование информации, представленной в виде диаграммы; - на приведение высказывания известного ученого, анализ высказывания и объяснение смысла эволюционного понятия; - на цитирование высказывания известного ученого и приведение ответа на вопрос по смыслу высказывания; - на составление краткого (из 5-7 предложений) рассказа об эволюции животных какой-либо систематической группы, используя приведенные понятия (например, «вид», «внутривидовая борьба», «эволюция»). - на рассмотрение трех изображений и ответа на вопрос, что связывает объектов, изображенных на фотографиях? Данное задание рекомендуется использовать и для объяснения эволюционного значения установленной связи. Представим примеры некоторых заданий. Задание на формулировку ответа с опорой на личный опыт может быть сформулировано следующим образом: «Составьте рассказ о своей учебе по биологии при изучении тем, содержащих понятия об эволюции. При этом ориентируйтесь на следующий план: 1) Какие эволюционные понятия вызывают у вас интерес? Почему? 2) Какие эволюционные понятия являются трудными для вас? В чем Вы видите причины трудностей?». Приведем формулировку задания на приведение высказывания известного ученого, его анализ и объяснение смысла эволюционного понятия: «Известному биологу-эволюционисту Э. Жоффруа Сент-Илеру принадлежит следующее высказывание: “Если изменения в строении тела приводят к вредным последствиям, то животные, у которых они возникают, гибнут и заменяются другими животными со слегка измененными формами, притом измененными таким образом, что они соответствуют новым условиям”. 1. Как Вы понимаете смысл понятия “соответствие новым условиям”? 2. Замените данное понятие на более конкретное с эволюционной точки зрения. 3. Дайте свое объяснение смысла высказывания известного ученого». Считаем, что построенные на основе сторителлинга задания, подобные описанным выше, позволяют расширить содержание биологических понятий и в целом совершенствовать понятийно-языковую и коммуникативную компетенции школьников.