%0 %A Козлова, И. А. %A Чмыхова, Д. С. %T Проблема снижения практической направленности обучения биологии в современной школе %D 2023 %X В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» в современной школе возрастают требования к формам организации образовательного процесса по биологии. Каждый учащийся должен рассматриваться как активный субъект воспитывающего обучения. Разделяем мнение Н. Д. Андреевой и И. Ю. Азизовой о том, что обновление содержания биологического образования связано с новым пониманием функций образования, призванным стимулировать ребенка к поиску личностного смысла, выражению собственного отношения постигаемого явления [1]. Его главной целью является пробуждение у учащихся интереса к биологии, развитие желания учиться, развитие навыков самообразования. Проведенный нами анализ показал, что при обучении биологии недостаточно времени отводится на практическую часть - на экскурсии, лабораторные работы, опыты и наблюдения. Это приводит к снижению интереса школьников к биологии. По данным Минобразования России, в 26 регионах России фиксируется слабая практическую направленность преподавания предметов естественно-математического цикла. А. Л. Левченко справедливо отмечает, что в настоящее время из школьной практики почти полностью исчезли экскурсии на природу, не проводятся занятия на учебно-опытных участках в связи с их отсутствием во многих школах. Материально-техническая оснащенность школ многих регионов не способствует нормальному обучению учащихся. Кабинеты биологии испытывают дефицит учебного оборудования. Изучение биологии все больше проводится не на натуральных природных объектах, а с привлечением только их изображений [2]. Проблема организации лабораторных практикумов в методике обучения биологии не нова. Эта форма организации процесса обучения биологии трансформировалась из практических и лабораторных занятий, когда на рубеже XIX-XX веков в школах особое внимание стали уделять преподаванию естественно-научных предметов преимущественно в лабораторных условиях. При обучении биологии практическая деятельность направлена на расширение предметных знаний, она позволяет выявлять и развивать интеллектуальные и потенциальные творческие способности школьников. Проведение биологических исследований стимулирует мыслительный процесс [3]. При организации образовательного процесса по биологии важно реализовывать системно-деятельностный подход. При этом большое значение приобретает исследовательское обучение как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, осуществляемой на базе поисковой активности обучающихся по заранее поставленной проблеме. Теоретический материал на уроках биологии достаточно сложен для восприятия и понимания, особенно в старшей школе. При его изучении иногда возникают затруднения, потому что учащиеся не могут представить процессы или явления, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. Опрошенные учителя указывают на то, что многие учащиеся боятся практических работ по биологии, которые стали редкими в современной школе. Учащиеся не решаются действовать, не могут проявить инициативу и творчески подойти к выполнению задания, чтобы найти правильный путь выполнения учебной задачи. Учащиеся часто не видят своих ошибок. Поэтому их перестает интересовать урок и изучаемый материал. Равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его не тревожат неразрешенные проблемы. А это основной показатель низкой познавательной активности при обучении биологии. У современного учащегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный. Реализация этого подхода предполагает применение наблюдений, опытов, учебных диалогов; создание условий для развития рефлексии, позволяющей осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание [4]. В современном образовательном процессе по биологии учитель должен стать организатором обучения, консультантом, помощником в учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Сочетание разных форм обучения и усиление практической направленности позволит повысить интерес и уровень знаний учащихся за счет активизации мыслительной деятельности, развития умения использовать полученные на уроке знания в жизни. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/663