@article{Имангазы2023-04-11, author = {А. С. Имангазы, М. Б. Аманбаева}, title = {Методика развития проектной деятельности при подготовке студентов-биологов как средство формирования основных компетенций}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Проектная деятельность - это способ достижения цели путем детального развития проблемы в условиях ограниченности сроков и ресурсов, которые должны заканчиваться конкретным практическим результатом, созданным тем или иным образом. Развитие проектной деятельности в подготовке учителя биологии в специальных учебных заведениях педагогического профиля основано на подходах к повышению творческого потенциала его личности как будущего специалиста. Студенты работают над проектом в течение длительного периода времени - от недели до семестра, - который вовлекает их в решение реальной проблемы или в ответ на сложный вопрос. Они демонстрируют свои знания и навыки, создавая публичный продукт для представления в аудитории. В результате студенты развивают глубокие знания о содержании, а также критическое мышление, навыки сотрудничества, творчества и общения. Обучение на основе проектов оживляют процесс обучения, высвобождает заразительную творческую энергию среди студентов и преподавателей. Будущий учитель биологии транслирует обучающимся новые научные знания. То есть для формирования необходимых компетенций в обучении студентов активно внедряется проектная деятельность, что позволяет им участвовать в создании конкретного продукта, работать в определенных рамках, изменять формат продукта в соответствии с требованиями заказчика, осуществлять презентацию проекта и развивать навыки коммуникации в команде. В Республике Казахстан требование создать в системе образования условия для решения задачи обеспечения быстрой и полной интеграции молодежи в научно-исследовательские и промышленно-технологические процессы звучит в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 10 января 2018 года (Послание Н. А. Назарбаева, 2018), Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года, Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы (Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан, 2016), Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года и др.) [4, 5]. В Республике Казахстан проектная деятельность студентов стала развиваться и изучаться с первых дней развития суверенитета страны. Уже в 2003 году казахстанский ученый Ж. Р. Баширова в своей монографии «Развитие университетского образования в аспекте подготовки преподавателя высшей школы» подчеркивала: «мотивированное включение студентов в разработку проектов является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и обладающим рядом дополнительных достоинств». К достоинствам проектного обучения студентов в вузе она относила: - социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие облик факультета и школы; - реальную включенность студентов не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в преобразование его; - возможность решения проблем и реализации идей, личностно значимых для студентов; - получение реальных результатов своего труда, их внедрение в жизнедеятельность факультета и свою собственную; - постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, будущей профессиональной деятельности, решения жизненно важных вопросов; - свободное творческое самовыражение студентов, не ограниченное рамками предмета и бюджета времени; - ощущение реальной пользы, которую принесет разработанный и внедренный проект школе, факультету; - освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; - иной уровень, иное качество, иное содержание проблем, которые приходится решать субъектам образовательного процесса; - большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их «отрыва» от предметного содержания конкретной учебной дисциплины; - необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного обучения; - использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов; - большую вариативность в применении различных алгоритмов проектирования. Современные казахстанские ученые - Г. А. Касен, А. К. Мынбаева, З. М. Садвакасова - отмечают необходимость формирования «проектного стиля мышления», соединяя в этом понятии систему теоретических и практических составляющих деятельности человека, открывающих каждому доступ к информационным ресурсам образования, что позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности [2]. Анализируя труды данных ученых, мы видим, что участие в научных проектах предполагает закрепление теоретических знаний, полученных будущими учителями биологии во время аудиторного обучения, приобретение практических навыков организации и проведения научных исследований в будущей профессиональной деятельности, саморазвитие студента, рост потребности в развитии исследовательской деятельности и, как следствие, самостоятельный поиск, что обеспечит формирование навыков творческой переработки усвоенных знаний. При участии в научных проектах, наряду с углублением биологических знаний, формируется связь между теорией и практикой обучения. На современном этапе ведутся исследования различных технологий организации проектной деятельности учащихся, имеющих общую структуру и вместе с тем специфические особенности и инструментарий, применяемый для разных форматов и условий реализации проектной деятельности учащихся. Образование ставит перед собой такие задачи, как популяризация науки; развитие практических умений и навыков (технологических, конструкторских, исследовательских, управленческих, предпринимательских), в том числе профессиональных, в процессе проектной деятельности; создание творческих проектных групп, развитие навыков деловой коммуникации, сотрудничества, работы в командах и т. д. Во многих отечественных вузах проектная деятельность студентов является обязательной и значимой частью профессионального образования, подготовки будущих специалистов к практической деятельности в разных сферах экономики и социально-культурного процесса, а также подготовки к исследовательской деятельности. Одним из важных направлений работы со студентами является их вовлечение в научно-исследовательскую работу. Существуют разные пути и методы организации НИР студентов. Известен опыт вовлечения студентов в продолжающиеся исследовательские проекты, когда реализуется программа наставничества и микрокурации студенческих работ молодыми научно-педагогическими кадрами [3]. Мы в нашей научно-педагогической деятельности привлекли студентов КазНПУ имени Абая в реализации проекта, финансируемого университетом и направленного на коллаборацию между НИИ и вузом. Участие в научных проектах предполагает закрепление теоретических знаний, полученных будущими учителями биологии во время аудиторного обучения, приобретение практических навыков организации и проведения научных исследований в будущей профессиональной деятельности, саморазвитие студента, рост потребности в развитии исследовательской деятельности и, как следствие, самостоятельную исследовательскую работу. Мы определили, что будут сформированы навыки творческой переработки усвоенных знаний. При участии в научных проектах, наряду с углублением биологических знаний, формируется связь между теорией и практикой обучения. Для эффективности данного подхода мы привлекли трех студентов специальности «6B01513 - Биология» к участию в научном проекте по хозяйственному договору с «Научно-производственным центром микробиологии и вирусологии» на тему «Метагеномика как инструмент для идентификации и молекулярно-генетической характеристики новых потенциально опасных микроорганизмов и вирусов». В результате выполнения запланированных работ установлена возможность применения метода массивного параллельного секвенирования для идентификации и молекулярно-генетической характеристики новых потенциально опасных вирусов, способных причинять вред здоровью человека и животных, что вызвало большой интерес у студентов и стало для них новой мотивацией для продолжения научно-исследовательской деятельности, но уже в других заинтересовавших их проектах в следующем учебном году. А также стало мотивацией для подачи собственных тем в научно-финансируемые конкурсы университета и МОН РК. По окончании данного научного проекта студенты имеют опыт работы с современным лабораторным оборудованием, четко составляют план работы, грамотно собирают информацию воедино и могут оформить отчет для заказчика, а также презентовать его перед аудиторией. Проведенный нами анализ опыта подготовки студентов и включения их в проектную деятельность в условиях университета и научно-производственного центра показывает, что процесс формирования проектной компетентности студентов - это целенаправленный и организованный процесс овладения студентами знаниями, умениями и опытом, необходимыми им для продуктивного и личностно-осмысленного выполнения проектной деятельности, позволяющий развивать широкий спектр компетенций, необходимых для жизни в современных динамично развивающихся социально-экономических условиях [1].}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/661}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/710}, }