%0 %A Занян, Л. Х. %A Эндлина, И. И. %T Развитие системного, стратегического и критического мышления у школьников на уроках биологии %D 2023 %X Благодаря доступности обширного потока информации, которая обусловлена развитием информационных технологий, роль учителя и школы как социального института претерпевают изменения. Учитель из кладезя знаний становится фасилитатором, направляющим ученика в нужное ему русло среди огромного количества информации. Он не выдает информацию, а помогает ориентироваться в ее потоке. Школа из места накопления знаний превращается в тренировочную площадку базовых навыков, требуемых для успешной жизни. Одними из самых востребованных в современном мире являются навыки, связанные с развитием разностороннего мышления. Существуют такие виды мышления, как критическое, системное, стратегическое, креативное, наглядное и другие. Для будущей успешной жизни и адаптации в новых для ученика социальных институтах, на наш взгляд, наиболее важно развивать три типа мышления: критическое, системное и стратегическое. В данной научной статье описаны указанные типы мышления, раскрыта важность их формирования и развития у детей, а также предложены разные технологии по развитию видов мышления у детей при обучении биологии, результаты проверки некоторых из них на практике. На уроках биологии особенно важно применение видов деятельности, предусматривающих развитие данных типов мышления, поскольку уроки биологии - благоприятная среда для формирования у учащихся понимания системности живого мира, стратегии развития живого организма; содержание школьной биологии включает и банк разнообразных теорий, не доказанных до конца, благодаря которым мы можем развить критическое мышление, оценивая преимущества и недостатки каждой из теорий. Целью данной научной статьи является изучение эффективности применения различных техник для развития системного, стратегического и критического мышления на уроках биологии. Также требуется уточнить, что все техники, которые мы используем, следует адаптировать под изучаемую тему на уроках биологии. Теперь хотелось бы обратиться непосредственно к самим терминам нашего исследования. Мышление - это интеллектуальный процесс, в течение которого происходит обработка информации для принятия в дальнейшем каких-либо действий. Способности, которые обеспечивает мышление, применяются для анализа полученного опыта и структуризации полученных знаний. Под системным мышлением понимается процесс мыслительной деятельности, который представлен в виде системы, основан на выявлении причинно-следственных связей, системных отношений и свойств, принципов и закономерностей. Помогая школьникам развивать навык системного мышления, учитель способствует развитию у них умения видеть постоянную связь между явлениями, целостность процессов и явлений, обосновывать и рассуждать, интегрировать и синтезировать информацию, формулировать задачи и решать их. Биология - системная наука, в усвоении которой очень важно понимание связи между разными звеньями теории. С помощью использования разнообразных техник, мы не только развиваем системное мышление, но и помогаем в ориентировании в биологии как в науке. Примерами техник могут быть различные интеллект-карты, создание диаграмм и последующее их обсуждение, игра «Закончи фразу». Суть этих техник состоит в том, чтобы разделить общее понятие на элементы и соединить их между собой, выявить общую функцию и важность этих элементов в единой структуре, а также в выявлении надсистем и подсистем. Говоря о критическом мышлении, важно отметить, что такой тип мышления дает возможность анализировать информацию рационально, формировать личное мнение, задавать уточняющие вопросы, сомневаться в суждениях и излагать аргументированные выводы, которые применимы к типовым и нешаблонным ситуациям. Главным преимуществом применения технологии критического мышления в обучении школьников биологии является проведение уроков в оптимальном режиме, когда получение информации и ее усвоение осуществляется в режиме непрерывного самостоятельного исследования. Благодаря самостоятельному анализу результатов лабораторных работ на уроках биологии, школьник самостоятельно формирует какой-либо вывод. В процессе лабораторной работы он сравнивает свои достижения с достижениями других, уточняет у учителя непонятную ему теорию. Кроме того, в биологии, как и в любой стремительно развивающейся науке, огромное количество недоказанных теорий, которая может позволить ученику пофантазировать и выявить слабые и сильные стороны каждой. Для развития критического мышления на уроках биологии нами были определены следующие техники: сбор данных, дебаты, дискуссии, анализ текстов, сопоставление альтернативных точек зрения, коллективное обсуждение, разные виды парной и групповой работы, адаптированная под биологическую тематику игра «Да-нетки», а также инструменты рефлексии (например, BOFF). Существует определенная структура таких уроков, состоящая из трех этапов. Первый - вызов, то есть актуализирование и суммирование запаса сведений школьников по теме урока. На данном этапе преподавателю важно мотивировать школьников к продуктивному и эффективному процессу обучения. Второй - осмысление. Этот этап подразумевает под собой создание для учащихся условий для получения и структуризации информации. В ходе такой деятельности школьники развивают умение обобщать, структурировать, выделять основную и второстепенную информацию, задавать вопросы, ответы на которые будут качественно укреплять их понимание темы. Заключительным этапом является рефлексия. Данный этап направлен на формирование выводов, которые применимы к реальным обстоятельствам. Стратегическое мышление представляет собой умение человека прогнозировать продукты своей деятельности и оценивать их успешность, сопоставляя с реальными результатами. Важно развивать данный тип мышления у школьников, так как он способствует оптимизации использования разнообразных возможностей, прогнозирует действия для достижения той или иной цели, что, несомненно, важно в современном мире. Благодаря стратегическому мышлению ученик сможет не только понять предпосылки каких-либо изменений в природе, но и попробовать самостоятельно подумать о последствиях каких-либо действий со стороны антропогенных, биотических и абиотических факторов. Преподавателю в достижении таких результатов смогут помочь интерактивные стратегические игры в необходимой предметной сфере, деловые игры, создание хронологических последовательностей. В рамках данной статьи мы провели серию исследований, направленных на проверку одной из представленных выше техник по развитию различных видов мышления на уроках биологии. В исследовании приняли участие дети различных возрастов для того, чтобы проверить восприимчивость учеников разного уровня к приемам развития системного, стратегического и критического мышления. Для развития системного мышления мы применили метод работы с использованием интеллект-карт. Данный эксперимент был проведен при участии учеников 11 «А» класса в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина». Исследование было произведено в рамках изучения темы «Факторы эволюции». Учащимся предстояло освоить интерактивное приложение для работы с интеллект-картами “MindMeister” и самостоятельно создать интеллект-карту, отражающую каждый фактор эволюции и его разновидности. Началом исследования послужило проведение лекции, после которой учащиеся оценили понимание материала и приступили к выполнению практического задания в предложенном Интернет-ресурсе. Результаты работы школьники представили в виде презентации своей карты и подробном ее описании перед классом. По итогам проведенного исследования мы попросили школьников предоставить нам обратную связь в виде опроса по работе в таком формате, оценить, насколько результативным и интерактивным получился урок, сравнить подачу материала в традиционном формате с предложенным. Мы проанализировали данные опроса и выяснили, что большая часть класса (94 %) отметили, что восприятие информации улучшилось после создания интеллект-карты. Практически все ученики предложили и в дальнейшем при изучении биологии использовать данный формат практической работы. Второе исследование было направлено на применение одной из технологий, рекомендуемых для развития стратегического мышления. На основе онлайн-игры «Ячейка к Сингулярности» мы разработали упрощенную стратегическую игру, суть которой заключалась в выборе вариантов развития событий, которые не привели бы к тупиковой ветви эволюции и позволили клетке эволюционировать до сложного многоклеточного существа. Данную игру мы проводили для учеников 5 «А» и 5 «Б» класса Московского образовательного комплекса им. В. Талалихина в рамках изучения темы «Процессы жизнедеятельности клетки» перед изучением блока тем о многообразии живых организмов. Игра являлась связующим звеном между изучением одноклеточных и многоклеточных организмов и помогла найти связь между ними. Стратегическая игра была разработана в приложении «Prezi», позволяющем создавать интерактивные презентации. Ученики в такой фронтальной форме организации учебной деятельности способом голосования выбирали один из предложенных вариантов эволюции и приходили к результату. Благодаря общему пониманию цели, которой они должны достичь, ученики предугадывали будущие варианты выбора ответов и впоследствии создали собственную стратегию, которой придерживались на протяжении всей игры. В результате оказалось, что оба класса смогли прийти к уровню многоклеточного существа. После проведения эксперимента мы собрали обратную связь способом опроса и пришли к выводу, что все ученики 5-х классов понимали цель, конечный результат работы, и на основе этих выводов решали, какие решения им стоит принимать, а каких избегать. Благодаря применению стратегического мышления в команде, оба класса избежали в игре исхода «тупиковой ветви эволюции» и смогли успешно выполнить задание. В работе с 7 «А» классом в Московском образовательном комплексе им. В. Талалихина мы применяли технологию развития критического мышления. Нами был выбран такой способ организации учебной деятельности, как дебаты. Предварительно класс был разделен на две команды. Участникам первой команды требовалось генерировать максимальное количество аргументов в пользу тезиса «Насекомые господствуют на планете», а участникам второй команды было необходимо приводить аргументы в пользу тезиса «Люди господствуют на планете». После этапа поиска и анализа информации, а затем и генерации аргументов, каждой команде нужно было защитить свой тезис, предоставив весомые аргументы, а также найти ошибку или неточность в выступлении другой команды. По итогам проведенного исследования мы попросили школьников предоставить нам обратную связь в виде опроса по работе в таком формате и проанализировать итоги своей работы, выявив сильные и слабые стороны, проявленные ими при участии в дебатах. При анализе результатов опроса было выявлено, что примерно 75 % учеников отмечали в своих сильных или слабых сторонах умение найти ошибку в утверждениях оппонентов, а также способность грамотно аргументировать свою точку зрения. Стоит также отметить, что участие в дебатах стимулировало школьников рефлексировать, оценивать свое поведение и результат работы, что также способствует развитию критического мышления. Описанные выше исследования доказывают важность осознанного использования упражнений на развитие различных видов мышления ученика. Сбор обратной связи показывает, что самим ученикам важно чаще участвовать в выполнении заданий, которые развивают системное, стратегическое и критическое мышление. Важно отметить, что данный формат работы важен не столько для внедрения интерактивного компонента в урок биологии, сколько для решения задач разностороннего развития школьников. Следовательно, для эффективного достижения поставленной цели важно систематически использовать указанные в статье техники, которое способствуют успешному самостоятельному применению усвоенных навыков в дальнейшем. В заключение хотелось бы сказать, что, конечно, существует огромное количество навыков, которые пригодятся современным школьникам не только за партами учебных учреждений, но и в будущем при обучении в университете, решении карьерных профессиональных задач и жизни в целом, но, по нашему мнению, развитие тех типов мышления, которые мы представили в своей статье является наиболее перспективным направлением, которое не только полностью удовлетворяет учебные задачи и способствует достижению предметных результатов, но и положительно сказывается на всестороннем развитии школьника, его мотивации к изучению биологии. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/659