%0 %A Бороздина, Д. С. %T Приемы обобщения и системетизации знаний учащихся на уроках биологии %D 2023 %X Обобщение и систематизация - важные этапы формирования знаний. Процесс получения новых знаний проходит путь от первичного восприятия, через осмысление и обобщение фактов и понятий до включения новой информации в уже имеющуюся систему знаний. Систематизация - это средство повышения эффективности процесса обучения. Ее нужно использовать в учебном процессе в форме составления схем и таблиц, в которой записываем обработанную информацию, полученную различными путями поиска, или обобщения фактов, относящихся к какому-либо разделу учебного материала. Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений [4]. Самым распространенным приемом обобщения и систематизации знаний является обобщающая беседа. Вопросы беседы должны быть составлены в логической последовательности, которая позволит обобщить, а не просто повторить изученное. Лучше использовать обобщающую беседу на этапе контроля и актуализации знаний, тем самым учащиеся повторят полученные знания и будут готовы к освоению нового материала. Но есть у данного приема обобщения и недостаток - он не может охватывать обширный материал изучения, при беседе некоторые учащиеся могут быть не вовлечены в работу и чаще это учащиеся, которые не особо готовы к уроку или имеют слабую учебную мотивацию [5]. Обобщающие вопросы могут использоваться и во время объяснения или рассказа учителя, тем самым активизируется познавательная деятельность учащихся. Составление конспектов и плана - хороший прием активизации мыслительной деятельности, такие задания учат рассуждать, выделять главное, формулировать мысли [2]. Самостоятельная работа с учебником на уроке тоже может являться эффективным приемом обобщения и систематизации знаний. Приемы, применяемые учителем при этом, могут быть очень разнообразными: чтение и составление плана текста (простого и распространенного), составление тезисов, создание конспекта, сравнительной таблицы. От учителя требуется не только детальная проработка заданий, но и введение в работу инструкций по выполнению заданий. Такие задания способствуют обобщению фактов, анализу материала, а также его систематизации. Выполнение письменных заданий занимают больше времени, но учащиеся при этом подключают память, анализируют текст, учатся обобщать, систематизировать, аргументировать. Фиксация фактов позволяет предварительно устанавливать связи и устанавливать связи при систематизации знаний. Систематизации знаний также способствует выполнение схематических рисунков. В начале изучения большой темы применение таких рисунков способствует выделению существенных признаков изучаемых биологических явлений. Выполнение рисунков осуществляется под руководством учителя. В конце изучения темы у учащихся уже есть определенный багаж знаний и умений, поэтому выполнение схематических биологических рисунков приобретает самостоятельный характер. Школьники сами отмечают существенные признаки, и учитель уже может посмотреть логику и проверить усвоение материала [1, 3]. Сочетание натуральных пособий или их изображений и создание схематических рисунков на доске является одним из важнейших средств обобщения. Это позволяет соотнести существенные признаки изучаемых объектов, закрепить их. Структурно-логические схемы также являются наглядным приемом обобщения знаний, они представляют собой запись фрагмента содержания урока в краткой форме с помощью схем. Метод позволяет сконцентрировать внимание учащихся на взаимосвязях в изучаемом материале. Тут деятельность учащихся заключается в анализе и синтезе, сравнении, обобщении и классификации. Структурно-логические схемы позволяют учащимся концентрировать внимание, рассматривать объект как систему, рассматривать взаимосвязи, определять свойства, определять связи между другими объектами [5]. Но нужно учитывать то, что не следует давать учащимся сразу готовые логические схемы, нужно начинать составлять их вместе с помощью учителя, а потом учащийся сможет составить их самостоятельно. Заполнение и составление таблицы учащимися позволяет выделить существенные общие признаки фактов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи [6]. Аналитические таблицы помогают лучше узнать изучаемый объект, рассмотреть особенности и установить существенные принципы. Сравнительные таблицы дают возможность посмотреть на материал с другой стороны и переосмыслить и глубже понять сущность. В таких таблицах сравниваются существенные признаки, главные свойства. Обобщающая таблица заполняется чаще всего в ходе изучения объемной темы на протяжении нескольких уроков или по окончании ее изучения. Многообразие применяемых методов и приемов делает процесс систематизации и обобщения знаний не только эффективным, но и позволяет сам процесс познания сделать интересным для учащихся. Учитель должен выбрать соответствующий прием систематизации и обобщения, который будет подходить под содержание темы и особенности учащихся. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/657