PT - JOURNAL ARTICLE AU - Борисова, В. А. TI - Создание групп здоровья для полового воспитания подростков DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/656 AB - В современном мире происходит быстрое и стремительное развитие молодежи, но проблема полового воспитания остается пока не решенной. Через социальные медиа, телевидение и другие СМИ подростки получают полную информацию об интересующих их вопросах. Открытый доступ информации не всегда будет решением проблемы полового воспитания. Такая информация может содержать недостоверные сведения, которые спровоцируют на опрометчивые поступки, могут причинить вред здоровью подростка. Подростки могут не получить реальное представление о репродуктивной системе, контрацепции, ситуациях риска, не воспринимать всерьез многие аспекты здорового и безопасного образа жизни. Общеизвестна статистика ранней беременности в нашей стране. По данным Росстата в 2019 году более 10 тысяч девушек в возрасте от 12 до 18 лет родили первого ребенка. Наше исследование показывает, что эти показания растут. Поэтому учителя биологии должны понимать, что умалчивание вопросов межполовых отношений только усугубляет проблему. Разделяем мнение С. В. Суматохина о том, что подростки, своевременно получившие достоверную информацию по вопросам взаимоотношений между полами, обычно осмотрительно, разборчиво, осознанно и в более поздние сроки начинают половую жизнь, лучше подготовлены к преодолениям ситуаций риска [5]. Считаем заслуживающим внимания опыт создания групп здоровья, под которыми понимаем проведение индивидуальных и групповых внеурочных занятий с подростками. На таких занятиях целесообразно: предоставлять подросткам научно достоверную информацию об особенностях женского и мужского здоровья, репродуктивном здоровье, особенностях взросления, мерах предохранения от нежелательной беременности и профилактике инфекций, передающихся половым путем; раскрывать психологические проблемы, связанные с межличностными отношениями, пониманием личных границ, контролем эмоций; формировать ответственное отношение к своему здоровью. Вся информация должна излагаться доступно и понятно. Учителю необходимо понимать и учитывать особенности воспитания в разных семьях. В связи с этим целесообразно проводить занятия по желанию подростка и родителей. Их следует заранее ознакомить с программой и обсуждаемыми темами. Посещение занятий должно быть добровольным. Специалисты отмечают, что подростки во время пубертатного периода критично реагируют на обсуждение их собственных проблем. Поэтому взрослым бывает не легко обсуждать с ними деликатные темы и волнующие подростков вопросы. Поэтому на занятиях следует проводить анонимные опросы. С каждого учащегося в электронной или бумажной форме собираются их собственные вопросы по заданной тематике. Такие опросы следует проводить в конце каждого занятия для того, чтобы сделать следующее занятие актуальным. Такой подход обеспечит комфорт восприятия информации, позволит провести анализ уровня знаний, выявить понимание волнующих подростков проблем. Все это позволит правильно расставить акценты и проводить занятия более результативно. Исходим из того, что половое воспитание не следует рассматривать как рассказ о репродуктивной системе и половом акте. В половом воспитании важное значение имеет принятие себя, понимание важности своего ментального и физического здоровья, развитие жизненных навыков. Региональный советник ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ Тигран Епоян справедливо отмечает, что «качественное сексуальное образование - это не только разговор непосредственно о сексуальных взаимоотношениях. Гораздо больше места в нем занимает обсуждение построения долговременных и гармоничных отношений, понимания личных границ, формирования жизненных навыков, критического осмысления информации» [2]. Данные исследований свидетельствуют о том, что основным мотивом подростков, вступивших в половую жизнь в 13-14 лет, является чрезмерный интерес, в 15-16 - эмоциональный интерес в переживаниях, а в 17 лет и старше доминирует любовь. Считаем, что основная задача учителей биологии и других педагогов, медиков и психологов состоит в том, чтобы отвечать на вопросы взрослеющих подростков, грамотно показывать, что вопросы межличностных отношений мы считаем важными, но при этом личными и естественными. С раннего детства мы должны формировать у ребенка представление о мире, семье, учить восприятию мира. Поэтому так ценно обращать внимание на острые вопросы подростков и отвечать на них грамотно и взвешенно.