PT - JOURNAL ARTICLE AU - Аубакир, А. Г. AU - Майматаева, А. Д. AU - Жумагулова, К. А. TI - Формирование информационной культуры обучающихся на уроках биологии DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/655 AB - В последние годы во всем мире происходит стремительное и глобальное развитие информационно-коммуникационных технологий. Стремительно быстрое вхождение информационно-коммуникационных технологий реализовывалось благодаря широкомасштабному распространению персональных компьютеров по всему миру и формированием глобальной сети Internet. Затем, информационно-коммуникационные технологии, наряду с изобретением и развитием компьютерной техники и сети Internet, вошли в жизнь общества так быстро, что привело к их распространению во всех сферах жизнедеятельности человека и стало неотъемлемой частью жизни каждого. Сейчас, информационные и коммуникационные технологии являются совокупностью современной компьютерной техники и инструментальных программных средств, которые сильно повлияли на дальнейший прогресс человечества и способствовали развитию информационной культуры общества. Можно с уверенностью заявить, что ХХІ век - век информационных технологий и что в ХХІ веке правит техника и информация [1]. Развитие информационных технологии повлияло и на образовательную систему в целом. Современное общество требует от нынешнего образования все большей информатизации и все больших новшеств. Быстро развивающиеся науки, такие как биология, химия, физика и информатика, стремительно накапливают объем своих научных знаний, увеличивается скорость морального старения знаний, особенно в некоторых областях науки, что оказывает влияние на содержание и процесс школьного образования. В связи с бурным развитием новых информационных технологий в стране происходит интенсивная информатизация образовательного процесса. Таким образом, можно отменить, что, уровень развития и применения современных технологий в каждой стране определяется не только развитием ее материальной базы, но и уровнем общественной осведомленности, ее способностью генерировать, приобретать и применять новые знания. Все это связано с уровнем развития образования в стране и проблемой информатизации образования. Использование информационных технологий в образовании преследует следующие педагогические цели: личностное развитие обучающихся, подготовка к жизни в среде информационного общества, выполнение социальных задач, вытекающих из информатизации современного общества, ускорение всех уровней образовательного процесса, а также формирование информационной культуры обучающихся. Из всех из естественных наук биология является, пожалуй, одной из самых быстро развивающихся. Содержание школьного предмета «биология» насыщается все новыми и новыми сложнейшими понятиями. Это приводит к тому, что в процессе изучения школьного курса многие основные сведения и знания не усваиваются, а общее понятия биологии и термины забываются. В результате у обучающихся наблюдается снижение интереса к этому предмету. На данном этапе преподавания биологии в помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, что повышает интерес к предмету и способствует развитию информационной культуры обучающихся. Надо подчеркнуть, что биология - поистине уникальный предмет в плане многообразия, и каждый раздел школьной биологии уникален по-своему, что дает возможность использовать самые разные средства информационных технологий, позволяющие организовывать работу с текстами, диаграммами, математическими задачами, трехмерными моделями и аудио-, видеоматериалами, которые помогает успешному и визуальному выполнению лабораторных и практических работ. Кроме того, биология включает самые специфические задачи, которые могут быть решены при помощи средств информационных технологий, например задачи на кодирование белков нуклеиновыми кислотами, генетические задачи, расчет пищевого рациона, построение родословной человека, составление классификации животных и растений, просмотр разных микропрепаратов через онлайн микроскоп, составление вариационных рядов и т. д. [3]. За последнее время для учащихся и преподавателей биологии разработаны разные компьютерные программы: электронные учебники, справочники, онлайн энциклопедии и познавательно-обучающие игры, онлайн микроскопы, виртуальные лаборатории по биологии, программы для тестовых и тренинговых, практических задач. Данные компьютерные программы являются лучшей наглядностью не только для школ, которые не оснащены кабинетами и техническими приборами по биологии, но и для тех, которые обладают всеми возможностями для изучения биологии в целом. Поэтому внедрение в процесс обучения биологии различных компьютерных программ способствует обогащению содержания обучения и обеспечивает доступ к различным ресурсам для наглядного обучения, тем самым придает ему логический характер, а также решает такие проблемы, как развитие творческих способностей обучающихся и поиск путей активизации их интереса к изучению биологии [4]. В настоящее время на уроках биологии очень актуальны так называемые трехмерные (3D) и двухмерные (2D) анимационные модели, gif-анимации, а также использование видеоматериалов, созданных самими обучающимися, при помощи разных, доступных на просторах Интернета видеоредакторов. К тому же ныне актуальны обучающие онлайн игры и программы по созданию тестовых заданий, мультимедийные программы и виртуальные лаборатории. Большой вклад в формирование информационной культуры обучающихся на уроках биологии вносят социальные сети и различные сайты. В свою очередь, создание сайтов - один из способов формирования информационной культуры обучающихся. Кроме того, сеть имеет большое значение как для самообразования учителя, так и для подготовки к уроку и использования его богатых ресурсов. Поэтому в эпоху развития информационных и коммуникационных технологий был открыт сайт, который станет базой для изучения биологии на английском языке и помощником учителя биологии. Сайт содержит различные ресурсы для преподавания биологии на английском языке и материалы для учителей. Сайт называется «Biology tips». На сайте есть различные материалы для проведения уроков по биологии, такие как: - биологические видеоматериалы (с прямой ссылкой на YouTube); - анимации и изображения в формате 2D, 3D и gif; - краткосрочные планы уроков для учителей; - индивидуальные, творческие работы обучающихся; - презентации и интересные биологические факты. В целом, формирование информационной культуры означает свободное функционирование процесса поиска, сбора, обработки, хранения и передачи любой информации, необходимой для обучающихся в системе образования через персональные компьютеры, аппаратные средства и компьютерные сети. При высоком уровне сформированности информационной культуры у обучающихся проявляются интересы и потребности в информации, отличный кругозор и свободное владение методами обработки информации, формируются высокие нравственные качества, обширные знания информационных источников, умение критически оценивать информацию и отличное владение информационно-коммуникационными технологиями [5].