PT - JOURNAL ARTICLE AU - Абрашкина, А. В. AU - Митина, Е. Г. TI - Цели устойчивого развития в контексте содержания школьной биологии DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/654 AB - Экологические проблемы в современном обществе обусловлены истощением природных ресурсов, загрязнением компонентов окружающей среды, и в большей степени являются следствием низкой экологической культуры населения. В 2015 году была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, призванная положить конец нищете и направить международное сообщество на путь обеспечения мира, процветания и возможностей для всех на здоровой планете. Для достижения семнадцати целей в области устойчивого развития (ЦУР) требуется преобразовать финансовые, экономические и политические системы, которые управляют сегодня нашим обществом, чтобы гарантировать права человека для всех. Образование для устойчивого развития ставит своей задачей образование граждан, включая приобретение знаний и умений, необходимых для обеспечения гармонического сосуществования с другими людьми и окружающей средой. Важно научить будущих граждан современного мира развивать потребности настоящего поколения и не ставить под угрозу возможности будущих поколений [2]. Непрерывное образование для устойчивого развития предусматривает создание условий для организации, функционирования и развития системы общего образования на всех образовательных уровнях на протяжении всей жизни человека: дошкольные учреждения - школа - вуз - последипломное образование, а также образование взрослого населения [2]. На достижение целей устойчивого развития ориентированы действующие Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) основного общего образования и среднего общего образования. Так, ФГОС основного общего образования направлен на становление ряда личностных характеристик выпускника: «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества», «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества». Вместе с этим в описании портрета выпускника присутствует целевая установка на включение его в процессы устойчивого развития: «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». В соответствии с требованиями ФГОС изучение предметной области «Естественные науки» основного общего образования призвано обеспечить «осознание значимости концепции устойчивого развития». В редакции ФГОС 2021 года образование должно обеспечить «формирование знаний и навыков в области … устойчивого развития общества». А в качестве личностного результата освоения содержания естественно-научных дисциплин выступает способность обучающегося «оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития» [5]. Требованием к предметным результатам освоения предмета «Экология» на ступени среднего общего образования является «сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек - общество - природа» [5]. При этом «каждая из семнадцати целей устойчивого развития может стать темой урока окружающей среды и устойчивого развития, общешкольного мероприятия - события, районной или городской акции, проекта, программы» [1]. В то же время анализ содержания Государственного образовательного стандарта (ГОС), принятого в 2004 году, показал, что в нем отсутствовали ориентации на достижение целей устойчивого развития (УР), что актуализирует проблему включения в содержание предметных дисциплин, в том числе биологии, вопросов, связанных с идеями УР [5]. В «Примерной рабочей программе основного общего образования по биологии (базовый уровень)» [3] понятия, связанные с проблематикой УР, встречаются в содержании разделов: «Природные сообщества», «Живая природа и человек» (5-й класс); «Растения и человек» (6-й класс); «Развитие животного мира на Земле», «Животные в природных сообществах», «Животные и человек» (8-й класс); «Структура организма человека», «Человек и окружающая среда» (9-й класс). Например, в 9-м классе в разделе «Человек и окружающая среда» представлены темы «Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу», а в разделе «Живая природа и человек» (5-й класс) - «Пути сохранения биологического разнообразия». Указанные темы тесно связаны с идеями УР, направленными на сохранение биоразнообразия экосистем суши, моря или сохранение здоровья человека. Анализ действующих УМК по биологии показал, что в рабочие программы всех авторских линий включены темы, отражающие отдельные аспекты устойчивого развития, в основном связанные с экологической проблематикой УР. Полагаем, что формирование и развитие основных понятий в рамках изучения отдельных тем прямо или косвенно способствует достижению ряда целей УР: «Ликвидация голода», «Здоровье и благополучие», «Чистая вода и санитария», «Устойчивые города и сообщества», «Срочные меры по борьбе с изменениями климата», «Рациональное использование ресурсов океана» и «Рациональное использование экосистем суши» [4]. Например, в 9-м классе в темах «Эволюционное учение» и «Основы селекции и биотехнологии» у обучающихся формируются понятия «Биологическое разнообразие», «Биосфера», «Достижения селекции», «Современные биотехнологии», «Сельскохозяйственная деятельность человека», изучение которых, на наш взгляд, соответствует второй цели УР «Ликвидация голода». Изучение школьниками раздела «Человек и его здоровье» включает освоение таких понятий, как «иммунитет», «факторы, влияющие на иммунитет», «заболевания опорно-двигательной системы», «сердечнососудистые заболевания» и других, что способствует достижению цели 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». Подтверждением этому является общепринятый факт, показывающий, что низкий уровень образования может непосредственно повлиять на здоровье, ограничив возможность личного, социального и культурного развития, а также помешав, так или иначе, развитию грамотности, информированности по вопросам здоровья и его охраны. В 5-м классе формируются понятия, связанные с целью УР «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех». При изучении раздела «Неорганические вещества - компоненты живого» рассматриваются вопросы «Вода и ее значение для живых организмов», в разделе «Разнообразие организмов» изучают «Хозяйственное использование и охрана водоемов». Чтобы уменьшить негативное экологическое воздействие городов на планету необходимо сформировать у обучающихся понимание экологической проблемы и путей ее решения, относящейся к цели 11 «Устойчивые города и сообщества». Для этого в 9-м классе в разделе «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» рассматриваются темы «Экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в экосистемах». Изучение раздела «Глобальные экологические проблемы» имеет потенциал для достижения цели 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями». Сохранению и рациональному использованию водных экосистем и экосистем суши в интересах устойчивого развития (цель 14 и цель 15) уделяется внимание в ряде программ. Так, например, в УМК «Живой организм» (линия Н. И. Сонина) в теме «Среда обитания живых организмов» изучают «Жизнь в морях и океанах» и от обучающихся в качестве результата требуется умение «объяснять необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов». В рабочей программе В. В. Пасечника и Е. В. Алексеевой в разделе «Эволюционное учение» в 9-м классе темы «Значение биологического разнообразия для сохранения биосферы» и «Необходимость сохранения биоразнообразия и природных местообитаний» также соотносятся с целями УР: «Рациональное использование ресурсов океана» и «Рациональное использование экосистем суши». Таким образом, содержание курса биологии базового уровня как в целом, так и отдельных УМК может рассматриваться с позиции соответствия целям УР. В программах авторских линий в той или иной степени представлены различные аспекты Концепции устойчивого развития общества. Это свидетельствует о значительном потенциале курса биологии для достижения результатов, требуемых ФГОС в сфере устойчивого развития, а биологическое образование в интересах УР нуждается в научно-методическом обеспечении изучения отдельных тем и разделов.