PT - JOURNAL ARTICLE AU - Позднякова, А. И. TI - Интеграция аксиологического и деятельностного подходов в формировании экологической культуры студентов в процессе изучения естественно-научных дисциплин DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/651 AB - Драматические изменения климата и пандемия COVID-19 создают новые вызовы и диктуют новые подходы в экологическом образовании и обучении в целях повышения экологической культуры и качества жизни. Это сложная задача, требующая принципиально новых подходов со стороны педагогов, студентов. Основой формирования экологической культуры является изучение естественно-научных дисциплин: биологии, химии, физики, экологии в их взаимодействии. То есть на современном этапе развития общества, науки актуальность приобретает междисциплинарный принцип в формировании знаний, экологического мышления, экологического сознания и экологического мировоззрения. Все эти компоненты, лежащие в основе экологической культуры, объединяют представления о трех сферах бытия: неживой природы, общества и сознания (экологического миропонимания). Как показывает анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, культура - одно из наиболее многозначных понятий. В настоящее время насчитывается более 500 определений. Термин «экологическая культура» появился в литературе в начале 80-х годов XX века. Одними из первых исследователей проблемы экологической культуры были С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, В. А. Ясвин и др. Для достижения необходимого уровня экологической культуры, на наш взгляд, эффективным педагогическим условием является интеграция аксиологического и деятельностного подходов. Роль аксиологического подхода состоит в формировании у студентов нравственно-ценностных ориентаций по отношению к природе, общекультурных ценностей, в реализации гуманитарного потенциала предметов естественно-научных дисциплин через раскрытие не только их знаниевого компонента, но и ценностной, личностно-смысловой составляющих [2]. Такие ценностные установки, направленные на сохранение, восстановление и рациональное использование природы, лежат в основе экологического сознания, без которого невозможна регуляция экологически значимой деятельности и решение проблемы гуманизации образования [5]. Деятельностный подход позволяет рассматривать деятельность как необходимое условие развития личности студентов и основу создания культурных ценностей; играет роль в формировании экологического поведения, как основы экологической культуры. Экологическая деятельность способствуют формированию активной жизненной позиции, воспитанию сознательного отношения к окружающей миру природы, а также развитию мотивации и углублению экологических знаний. При реализации предложенных подходов в учебном процессе мы основывались на формах и методах обучения, включающих самостоятельную исследовательскую работу, раскрывающую творческий потенциал студентов. На факультете «Экологии и природопользования» РГГМУ студенты выполняют различные виды экологических проектов: творческие проекты (презентации, статьи, рефераты, доклады, в сопровождении фотографий, моделей и др.); информационно-просветительские проекты (презентации, видеофильмы, Web-сайт, блог/видеоблог). Темы экологических проектов разные, но сходны по экологической направленности и предполагают самостоятельную деятельность, которая позволяет использовать знания, реализовывать творческие возможности и способности предоставлять результаты публично. Независимо от характера экологического проекта, теоретического или практического, студенты получают навыки работы с научной литературой, сопоставления фактов, планирования своей деятельности, оценки экологической ситуации; прогнозирования возможных результатов; оценки себя и своих результатов; пропаганды экологических знаний [3; 4]. Для выявления уровня экологической культуры студентов «на входе» мы использовали специально разработанную анкету «Ранжирование». Цель: расположить в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) положения в каждом из 3 блоков: - «Экологическая культура»: экологические знания; экологические умения; правила поведения в природе; интерес к экологическим проблемам; убежденность в необходимости ответственно относиться к природе и т. д.; - «Экологическая деятельность»: участие в волонтерской деятельности; экскурсии в природу, по экологической тропе; участие в практических делах по охране природы и т. д.; - «Отношение к природе»: природа формирует представление о прекрасном; природа - источник биологических, энергетических ресурсов; природа благоприятствует творчеству и т. д. Результат показал, что студенты 1-го курса имеют средние показатели «экологической культуры» (только у 20 % от общего количества опрошенных выявлен высокий уровень экологической культуры), «экологическая деятельность» - у 10 %, и «отношение к природе» - 5 % опрошенных студентов. Данный результат свидетельствует о низкой степени сформированности ценностного восприятия природы и слабо выраженной потребности в природоохранной деятельности. В ходе первого года обучения были выполнены следующие экологические проекты: 1. Проект на тему «Экологические катастрофы». В рамках данной темы проекта предусматривался обзор научной литературы. К примеру, можно было кратко описать проблему, отметить ее масштаб, сделать вывод о своевременности и актуальности ее рассмотрения. 2. Проект на тему «Современное экологическое состояние р. Нева как источника водоснабжения г. Санкт-Петербург». В рамках данного проекта предусматривались отбор проб и комплексное исследование состава (гидрохимического, гидробиологического) и свойств воды как природной, так и питьевой. Студены провели междисциплинарное исследование: не только отобрали пробы воды и собрали информацию о химических элементах и их соединениях, но и узнали о роли их для организма человека и гидробионтов; отобрали пробы и рассмотрели организмы, обитающие в воде, изучили их роль в самоочищении водоемов, влиянии на здоровье человека. Помимо данных о качестве воды в реке Нева, студенты могут добавлять информацию об обнаруженных ими несанкционированных свалок бытовых отходов, источниках загрязнения с сопровождением фото-, аудио- и видеоматериалов, текстовых комментариев [1]. Все проекты выполнялись и оформлялись в соответствии с требованиями [1; 4]: - название проекта; - обсуждение причин необходимости исследований, постановка задач, составление плана-графика исследования и распределение ролей в группе, составление паспорта проекта; - анализ исходных данных, отбор содержания, сбор информации по исследуемой проблеме, сбор предварительной информации об «истории» водного объекта, о возможных источниках загрязнения, в том числе с помощью опроса жителей; применение теоретических знаний для решения практических вопросов; - практические исследования: выбор участка водного объекта, первичное обследование, включающее самые простые наблюдения - пешеходная экспедиция и визуальная оценка водного объекта, составление карты-схемы водного объекта, словесное описание реки Нева и ее берегов, фотосъемка наиболее характерных природных и антропогенных объектов прибрежной зоны; - оформление реферата, создание электронной версии, выступление на конференции, участие в конкурсах, перспективы для продолжения работы. В реализации проектов (теоретического и практического) приняли участие 75 студентов 1-го курса, из них 50 девушек и 25 юношей. Студенты работали в парах, группах и выполняли индивидуальные задания. После завершения выполнения проектов для выявления динамики в формировании экологической культуры студентов им было предложено пройти диагностику «на выходе», заполнив «Тест по определению уровня экологической культуры учащихся». Проведенный опрос показал, что у студентов показатель «экологической культуры» повысился и выявлен у 35 % от общего количества опрошенных студентов, «экологическая деятельность» - у 25 % и «отношение к природе» - 15 % опрошенных студентов. Наблюдается положительная динамика, особенно в осознании ценностного подхода к природе, что приводит к активной природоохранной деятельности. Полученные результаты подтверждают эффективность формирования экологической культуры при условии интеграции аксиологического и деятельностного подходов с применением метода проектов в процессе изучения естественно-научных дисциплин. Любой экологический проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. В ходе выполнения проекта происходит формирование культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как источнику не только материальных ценностей, а основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности [4; 5].