TY - JOUR T1 - «Организация проектной деятельности по биологии» - практико-ориентированный курс по выбору для бакалавров педагогического образования AU - Перелович, Н. В. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/650 N2 - Система образования в средней школе и вузе долгое время была ориентирована в основном на передачу знаний. Результат - выпускники школ слабо ориентируются в мире профессий, выпускники вузов часто не владеют компетенциями, связанными с решением конкретных задач на производстве. В свою очередь, тратится много времени и средств на формирование навыков практической деятельности или послевузовское обучение молодого специалиста. Современная школа в последнее время ориентируется на учителя деятельностного, готового применить полученные в вузе компетенции на практике. Документы, регламентирующие обучение бакалавров-педагогов, отражают веяния времени. В Федеральном государственном стандарте высшего образования, предусматривающем подготовку педагогических кадров, определяются конечные результаты обучения учителей. Одной из значимых целей указывается готовность выпускника педагогического вуза к «решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогической, методической, проектной, организационно-управленческой, культурно-просветительской, сопровождения». Но как это сделать? Исправить ситуацию помогут новые технологии в подготовке бакалавров, и в первую очередь это касается практико-ориентированного обучения. Практико-ориентированное обучение - это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования навыков практической деятельности за счет выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения лежит оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки. В сложившейся ситуации и общеобразовательной, и профессиональной школам надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения, связанной с приобретением опыта. Такое обучение должно способствовать повышению мотивированности обучаемых на приобретение практических навыков или профессиональной компетентности. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. При практико-ориентированном подходе традиционная дидактическая триада «ЗНАНИЯ - УМЕНИЯ - НАВЫКИ» дополняется новой дидактической единицей: ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, что позволяет сформировать компетентность. В основе практико-ориентированного обучения лежит практикоориентированный подход. Практика-ориентированный (ПО) подход в профессиональном обучении учителя - это, прежде всего, ориентация учебного процесса на конечный продукт обучения - конкретизированные виды действий, освоенные обучаемыми в ходе работы с учебной информацией в виде необходимого опыта. Получаемый опыт практических действий или применения усвоенного содержания образования является критерием эффективности учебного процесса. Конечный продукт в виде опыта применения усвоенного содержания описывается как перечень конкретных практических действий, возможных только при интеграции теории и практики, необходимых для успешного выполнения каждого действия. Эти практические действия могут иметь разнообразный характер: решение умственных задач и проблемных ситуаций, действия с предметами и т. д. [1]. В качестве конечного продукта обучения выступает формирование и отработка у обучающихся практических навыков применения изучаемой ими инновационной технологии на уровне достижения гарантированного технологией нижнего порога эффективности в профессиональной деятельности. В этом случае содержание и методы обучения подчинены дидактическим закономерностям ПО подхода и выстроены в соответствии с этапами достижения конечного продукта обучения. Это означает перераспределение соотношения теоретической, практической и методической информации в область формирования профессиональных практических навыков. Описанный ниже практический опыт проведения занятий по курсу «Организация проектной деятельности по биологии» был осуществлен в Институте биологии и химии МПГУ на кафедре естественно-научного образования и коммуникативных технологий в первом семестре 2019/2020 учебного года. Мы провели переговоры с администрацией ГБОУ СОШ «Школа Свиблово», с которой Институт биологии и химии имеет договор о сотрудничестве в области подготовки педагогических кадров и организации учебного процесса. Учитывая острую потребность учебного заведения в организации исследовательской проектной деятельности естественно-научной направленности в 10-11-х классах, было принято решение о проведении совместных занятий студентов с обучающимися школы по решению этой задачи. В учебном плане подготовки бакалавров-педагогов с двумя профилями подготовки в 9-м семестре предусмотрен курс по выбору «Организация проектной деятельности по биологии». Целью освоения этой дисциплины является формирование у обучающихся профессиональных компетенций по составлению программ, проектированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Содержание дисциплины является логическим продолжением курса «Теория и методика обучения биологии». В то же время освоение дисциплины является основой для прохождения различных видов практик: производственной (педагогической), преддипломной практики для выполнения выпускной квалификационной работы, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации. Общее количество часов, отводимых на дисциплину 108 (3 зачетные единицы). Из них 14 часов отведено на лекционные занятия, 28 часов - на практические занятия и 66 часов - на самостоятельную работу. Теоретическая часть предполагала изучение следующих вопросов: краткой истории «метода проектов» в зарубежной и отечественной педагогике общеобразовательной школы; классификации и типологии учебных проектов; сущности учебного проекта как организационной формы образовательной деятельности; психолого-педагогических основ организации проектной деятельности учащихся и ряда других. Проведению практических занятий предшествовала подготовительная работа. Кафедры Института биологии и химии подготовили темы и соответствующее оборудование для проведения исследовательских проектных работ школьников. В ходе организованной экскурсии по Институту биологии и химии обучающиеся школы посетили кафедры, познакомились с предложенной тематикой исследований и выбрали интересующую их тему. Дальнейшая работа происходила в смешанном формате в микрогруппах по 2-3 человека, которые возглавили студенты 5-го курса. Роль студентов - это роль учителя биологии по организации проектной деятельности школьников: руководителя, координатора, наставника, куратора. Можно сказать, что практические занятия по курсу «Организация проектной деятельности по биологии» происходила в виде обсуждения индивидуальных творческих и групповых заданий [2] взамен практических занятий и семинаров традиционного обучения. Целью творческих заданий является отработка обучающимися практических навыков применения методических приемов продуктивной технологии по созданию со школьниками исследовательских проектов. Основными видами деятельности обучающихся во время выполнения творческих заданий являлись: обсуждение основных моментов творческого задания, подготовка и его выполнение, предъявление результатов деятельности остальным учащимся с последующим анализом и рефлексией происходящего. Работа над исследовательскими проектами шла поэтапно. 1. Подготовительный этап. Он включал в себя выбор темы, ее конкретизацию; определение цели, формулировку задач; формирование проектных групп, распределение в них обязанностей; выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т. д.); утверждение тематики проекта, индивидуальных планов участников групп; установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Большая часть работы велась дистанционно. Студенты и школьники использовали для этого различные средства связи. Стоит отметить практическое применение знаний студентами, полученных на занятиях по методике обучения биологии, психологии, педагогики. Они смогли организовать обсуждение выбранных тем в форме дискуссии, мозгового штурма, круглого стола, где обучающиеся аргументированно отстаивали свою точку зрения, выслушивали доводы одноклассников и смогли прийти к единому мнению - сформулировать тему проекта для своей группы. В итоге получились темы по разным направлениям биологии: а) микробиологические исследования: Исследование микрофлоры зубного налета (после применения различных зубных паст); Исследование кислотности молочных продуктов; Влияние гигиенических средств на чистоту рук (исследование смывов рук до и после применения различных средств); б) физиологические исследования: Влияние музыки на внимание человека; Влияние использования гаджетов на зрение человека. в) экологические исследования: Исследование качества почвы и воды (различными методами); Исследование качества воздуха (различными методами); Исследование культуры дрожжей; Мониторинг воды реки Яуза близ м. Свиблово; Влияние удобрений на почвенных беспозвоночных. У обучающихся вызвали интерес и исследования по физиологии растений, например: Исследование «голодания» растений и пути его устранения; Влияние фитогормонов на рост растений; Исследование пигментов в листьях парка Акведук и др. На кафедре общей химии МПГУ также выполнялись проекты: Исследование состава и свойств почвы пришкольной территории; Определение нитратов в продуктах питания и др. 2. Поисково-исследовательский этап. Он включал в себя: определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; подготовку к исследованию и его планирование; проведение исследования; сбор и систематизацию материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций; организационно-консультационные занятия; промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. На этом этапе студенты и школьники выполняли исследования по выбранной тематике, в основном посещая кафедры и проводя на них исследования. Предварительно обучающиеся ознакомились с научно-популярной литературой по теме исследования. Непосредственно на кафедрах были проведены инструктажи по технике безопасности, сотрудники кафедр познакомили обучающихся с приборами, объясняли принципы работы с оборудованием, студенты помогли методически грамотно построить исследования. Все это вызвало неподдельный интерес со стороны школьников, так как почти все обучающиеся впервые побывали в вузовских лабораториях. 3. Трансляционно-оформительский этап. На этом этапе состоялись оформление работы и предзащита проекта. После предзащиты были сделаны замечания, которые необходимо было устранить. В дальнейшем продолжилась работа по подготовке к публичной защите проекта: определение даты и места защиты; определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); стендовая информация о проекте. Получив опыт публичного выступления, обучающиеся развивали свои коммуникативные компетенции. Они приобретали бесценный опыт работы в группе по решению общих задач. Студенты, в свою очередь, готовили выступления школьников, контактируя с ними, консультируя их, корректируя тексты выступления и презентаций, выполняя функции учителя - руководителя исследовательского проекта. 4. Заключительный этап. На этом этапе происходила публичная защита проекта, подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Учитывая, что проект заканчивался каким-либо продуктом, обучающиеся со студентами подготовили статьи на сайт школы, разработали памятки-рекомендации по работе с гаджетами, определители по «голоданию» растений и даже испекли для дегустации хлеб (исследование, связанное с дрожжами). В ГБОУ «Школа Свиблово» состоялась конференция, на которой выступили со своими исследовательскими проектами обучающиеся 10- 11-х классов. Жюри, в которое входили представители администрации школы, сотрудники Института биологии и химии МПГУ, пришло к решению наградить грамотами всех участников мероприятия. Студенты получили не только зачет по дисциплине «Организация проектной деятельности по биологии», но и приобрели большой багаж практических навыков, связанных с исследовательской деятельностью школьников, выступив последовательно в роли разработчика, координатора, эксперта и консультанта. Учитывая позитивные результаты проектной деятельности учащихся и организационно-методический опыт студентов, преподаватели Института биологии и химии МПГУ и администрация «Школы Свиблово» планируют продолжить и в дальнейшем применять практико-ориентированный подход в преподавании курса «Организация проектной деятельности по биологии» после снятия эпидемиологических ограничений в Москве.