%0 %A Лапрун, Т. А. %T Современные тенденции в преподавании анатомии человека студентам педагогического университета (на примере факультета биологии) %D 2023 %X Анатомия человека - одна из фундаментальных дисциплин в системе биологического образования, которая формирует базовые знания для последующего изучения других дисциплин, а также способствует широкому естественно-научному образованию обучающихся. Будущим педагогам анатомо-физиологические знания необходимы не только для преподавания биологии в школе, контроля за правильным физическим развитием школьников, умения обосновать правила личной, профессиональной и общественной гигиены, понимания приемов оказания первой медицинской помощи, но и для формирования у подрастающего поколения осознания важности сохранения здоровья как главной ценности жизни. Сегодня, согласно ФГОС ВО последнего поколения, в образовательных программах подготовки бакалавров на факультете биологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена дисциплине анатомии человека отведено особое место, в том или ином виде она представлена на всех направлениях обучения. Так, обучающиеся по направлению подготовки «06.03.01 - Биология», направленность «Общая биология» осваивают ее в модуле «Науки о биологическом многообразии» дисциплин базовой части под названием «Анатомия и морфология человека». Знакомство происходит на II курсе во 2-м семестре в объеме 108 часов или 3 кредитов. Контактная работа составляет 16 часов лекционных и 20 часов лабораторных занятий, на самостоятельную работу отведено 72 часа, форма контроля - экзамен. Преимуществом изучения дисциплины в данном случае можно считать возможность опереться не только на базовые школьные знания, но и на содержание предшествующих курсов гистологии, цитологии, протистологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных, безопасности жизнедеятельности, биохимии, что существенно при столь незначительном количестве часов. Полученные ранее знания позволяют осваивать больший объем материала, адекватно распределить его между контактной и самостоятельной работой. Дополнительно расширить возможности отбора содержания для изучения анатомии человека в рамках направления позволяет дисциплина «Биология человека» из части, формируемой участниками образовательных отношений, анатомофизиологического модуля, которая преподается параллельно. На нее предусмотрено учебным планом 72 часа / 2 кредита, из них 36 часов - контактная работа (16 часов лекционных и 20 часов лабораторных занятий), а 36 часов - самостоятельная работа. Форма контроля - зачет. Обучающиеся по направлению «44.03.01 - Педагогическое образование», направленность «Биологическое образование» согласно учебному плану 2021 года набора изучают дисциплину «Анатомия и морфология человека» в рамках предметно-содержательного модуля на I курсе во 2-м семестре, что необычно по сравнению с учебными планами прошлого поколения. Общее количество часов - 180 (5 кредитов), контактная работа составляет 86 часов (лекционных - 34 часа, лабораторных - 52), на самостоятельную работу отводится 94 часа. Форма контроля - экзамен. При отборе учебного содержания на этом направлении приходится принимать во внимание общебиологическую подготовку обучающихся: в этом случае можно опираться лишь на базовые школьные знания по биологии. Положительным моментом можно считать существенно большее количество контактных часов, которое позволяет расширить объем изучаемого материала и некоторым образом скомпенсировать ограниченность специальных знаний у обучающихся. На II курсе благодаря освоению содержания таких дисциплин, как «Цитология», «Гистология с основами эмбриологии», кругозор обучающихся в области морфологических дисциплин расширяется. В 2021 году впервые на факультете биологии проведен набор обучающихся по направлению «44.03.05 - Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки - «Биологическое образование, Экологическое образование» и пятилетним сроком обучения. Место, формат, условия обучения и форма контроля дисциплины «Анатомия и морфология человека» полностью совпадают с таковыми у направления «44.03.01», что несколько ограничивает, с нашей точки зрения, возможности дифференцированного отбора учебного содержания в соответствии с двумя профилями подготовки. Обучающиеся по направлению «05.03.06 - Экология и природопользование», направленность «Экология» на II курсе в 4-м семестре знакомятся с анатомией человека в рамках дисциплины «Анатомия и физиология человека» биологического модуля вариативной части учебного плана. Расклад часов при этом следующий: общее количество 180 (5 кредитов), контактная работа составляет 72 часа (по 36 часов на лекционные и лабораторные занятия), на самостоятельную работу приходится 108 часов. При изучении дисциплины есть возможность опереться на школьные базовые знания, а также на содержание курсов ботаники и зоологии, освоенных в 1- 3 семестрах. При отборе учебного содержания по анатомии учитывается необходимость изучения физиологического материала, их соотношение составляет примерно 1:3. Также полезно будет иметь в виду присутствие в учебном плане в части, формируемой участниками образовательного процесса, элективной дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» / «Морфологические особенности онтогенеза», которая может «взять на себя» рассмотрение определенного объема анатомического и физиологического материала. Дисциплина предлагается в первом семестре III курса, общее количество часов - 108 (3 кредита), 36 часов отведено на контактную работу (14 лекционных и 22 практических часа), 72 часа - на самостоятельную работу, форма контроля - дифференцированный зачет. Особенностью учебного плана 2021 года на данном направлении является отсутствие таких дисциплин, как «Цитология» и «Гистология». Это вынуждает определенную часть необходимого теоретического материала включать в содержание дисциплины «Анатомия человека». Основными формами обучения анатомии человека сегодня остаются лекционные и лабораторные занятия. В силу специфичности дисциплины лекционные занятия обычно проходят в классической форме, при которой лектор либо излагает материал, иллюстрируя его схемами, рисунками на таблицах или доске, либо сопровождает свой рассказ слайдами презентации. При переходе на актуальный сегодня дистанционный формат обучения лекционные занятия могут проходить в режиме вебинаров, но, учитывая существенные минусы этой формы (отсутствие полноценной обратной связи, контроля и направления внимания обучающихся, качество Интернета, платная аренда площадки для онлайн-трансляции и т. д.), теоретический материал разбивается на небольшие фрагменты по 15-20 минут. Лекции не всегда читаются онлайн: иногда целесообразнее записать аудио- или видеоролики, которые обучающиеся могут посмотреть в удобное для них время и пересмотреть повторно. В формате вебинара важно проводить опросы по некоторым проблемным аспектам и консультации по сложно воспринимаемому материалу. Надо признать, что цифровизация - уже не будущее, это сегодняшняя реальность, в которой на первом месте находится персональный компьютер, оснащенный соответствующими прикладным программным обеспечением и периферийными устройствами. Неадекватное техническое оснащение и неравная подготовка всех участников образовательного процесса пока остаются одним из наиболее слабых звеньев. Необходимым и полезным стало размещение в системе “Moodle” содержания лекций в виде текстовых файлов. В отличие от электронных учебников, доступных сегодня практически всем обучающимся, лекции содержат концентрированный и обобщенный материал, максимально соответствующий рабочей программе и эффективно подготавливающий обучающихся к разным формам аттестации по дисциплине. Сегодня стала очевидной необходимость создания профессиональных тематических видеозаписей лекций. Отбор содержания, иллюстративного материала, принцип построения таких лекций должны быть коллективным продуктом, отражающим в полной мере современные научные достижения, соответствующим методическим и педагогическим требованиям, учитывающим направление подготовки обучающихся, а техническую сторону лучше доверить специалистам, владеющим на высоком уровне современными информационно-коммуникационными технологиями и ресурсами [2]. Еще более существенные изменения произошли в организации и проведении лабораторных занятий, которые традиционно направлены на отработку практических умений обучающихся. В методике преподавания анатомии человека широко используется наглядность: схемы, рисунки, муляжи, модели, натуральные препараты, музейные экспонаты. При дистанционном обучении арсенал средств наглядности меняется. Инновацией является применение цифровых образовательных ресурсов, которые уверенно внедряются в учебный процесс, делая его более ярким и привлекательным. Сегодня цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) воспринимаются как основные инструменты образовательного процесса, соответствующие требованиям ФГОС нового поколения. Современные информационные технологии с их мощнейшим аппаратом визуализации материала являются в этих условиях адекватным решением в преподавании анатомии человека. Технологии интерактивной трехмерной визуализации имеют огромный потенциал с точки зрения их применения в педагогическом университете, но тут возникают следующие препятствия: удачные 3D атласы оказываются платным контентом, большинство представленных в Интернете ресурсов не русифицированы, ориентированы на студентов-медиков, а единственная отечественная разработка - «анатомический стол ПИРОГОВ» - интерактивный обучающий программный продукт, требует таких технических условий эксплуатации и обслуживания, реализация которых в дистанционном режиме работы на данном этапе не представляется возможной [4]. Сегодня огромное значение имеет организация самостоятельной работы студентов, что отражено в количестве запланированных на нее часов. Эффективными видами предлагаемой инвариантной самостоятельной работы по анатомии человека можно назвать составление словарей основных понятий и терминов, подготовку презентаций, внесение обозначений на предложенных преподавателем рисунках, схемах, заполнение таблиц по предложенной форме. Эффективным приемом работы, обеспечивающим подготовку обучающихся к предстоящим контрольным тестовым работам, является создание ими собственных тестов. Творческим личностям пришлись по душе задания написать эссе/рассказ/сказку, в которых нужно максимально полно отразить строение и главные функции того или иного органа/системы. Популярными заданиями для самостоятельной работы можно назвать кроссворды (и т. п.) по темам. Особый интерес вызывают ситуационные задачи, решение которых наглядно демонстрирует практическую значимость дисциплины, актуальность анатомо-физиологических знаний в жизни каждого человека. Стоит отметить задания вариативной самостоятельной работы, которые не теряют актуальности при дистанционном формате обучения. Примерами могут быть задания по подготовке методической разработки игры для проверки знаний по тому или иному разделу анатомии, а также задания по отбору содержания и подготовке обзорных/тематических экскурсий в анатомический музей. Такие задания наиболее сложны и трудоемки. Они считаются выполненными, если обучающийся демонстрирует творческие возможности, креативное мышление, полно и грамотно подбирает материал по содержанию темы, владеет специальной терминологией, использует научный язык, а полученный в итоге продукт вызывает интерес, расширяет кругозор, повышает биологическую и общекультурную грамотность. Качественное выполнение задания дает преподавателю возможность объективно и дифференцированно оценить работу обучающихся. На кафедре анатомии и физиологии человека и животных факультета биологии многие годы функционирует анатомический музей (филиал Музея Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена). Его фонды включают уникальные коллекции влажных и сухих анатомических препаратов, образцы микроскопической и экспериментальной техники, а также наборы учебных таблиц XIX-XX веков. Музейные коллекции расположены в специализированном помещении, оборудованном демонстрационными шкафами и витринами. Анатомический музей обладает возможностью передачи знаний не только через непосредственный контакт с натуральными экспонатами. Важным вектором развития музейной деятельности последние годы является разработка цифровых ресурсов и виртуальных галерей на основе собраний анатомического музея и организация доступа к ним за счет интерактивных форм работы [3]. Необходимо сказать о вынужденных изменениях в процедуре аттестации по дисциплине, связанных с дистанционным форматом проведения экзаменов. Большую помощь в контроле и оценке знаний обучающихся оказывают тестовые контрольные работы, разные виды которых позволяет размещать платформа Moodle. Тесты могут быть использованы после изучения каждой темы или раздела, при проведении итогового экзамена, а также для самооценки обучающихся. В заключение отметим важную особенность современных учебных и рабочих планов, составленных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования: количество часов на многие базовые курсы и дисциплины сокращено, но учебное содержание включает внушительный объем информации, поэтому процесс его переработки затруднен. Данная особенность касается дисциплины «Анатомия человека», что вынуждает к тщательному отбору содержания и его структурированию в соответствии с основными направлениями личностно-ориентированного подхода, который в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение приобретает особую важность. В современной дидактике существует несколько подходов к организации учебно-воспитательного процесса: личностный, деятельностный, социальная направленность и коллективистский подход, целостный, опитимизационный, технологический, творческий, инновационный и др. В реальном учебном процессе все они взаимосвязаны, представляются основополагающими и составляют основу для разработки учебного курса для высшей школы. Однако сегодня, в период коронавирусной пандемии, инновационный подход особенно востребован и актуален. Стремительные перемены во всех областях современной жизни, в том числе в сфере высшего образования, наглядно демонстрируют: профессионализм, профессиональная мобильность и высокая адаптивность - одни из самых актуальных качеств современного преподавателя. Новые подходы к образованию требуют новых ролевых функций преподавателей, владеющих методиками обучения, основанных на личностноориентированном подходе, с одной стороны, и готовых к использованию дистанционных технологий и разработке интерактивных учебных материалов - с другой. В связи с этим целесообразной представляется специальная подготовка/переподготовка/повышение квалификации преподавателей вузов [1]. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/647