TY - JOUR T1 - Роль дисциплины «Социальная экология» в профессиональной подготовке будущих учителей биологии и экологии AU - Аветисян, В. Р. AU - Семенов, А. А. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/644 N2 - Обострение в современном мире экологических кризисов, прежде всего под воздействием антропогенного фактора, актуализирует необходимость и важность изучения социально-экологических вопросов в профессиональной подготовке студентов-биологов и экологов педагогического образования. Будущие учителя должны обладать достаточным количеством знаний и умений, чтобы решать задачу по формированию у учащихся гуманистического, нравственного и уважительного отношения к природе. Именно проблема взаимоотношения общества и природы лежит в основе учебной дисциплины «Социальная экология» [1]. О значимости профессиональной деятельности педагога в рамках социально-экологического образования говорится также в Экологической доктрине России, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Так, в разделе «Экологическое образование и просвещение» документа прописано, что «основной задачей… является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии» [4]. А в качестве инструмента достижения поставленных целей предлагается «усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности» [4]. Кроме этого, отмечается необходимость подготовки и переподготовки педагогических кадров в области экологии. Социальная экология сравнительно молодая учебная дисциплина, читаемая студентам биологических и экологических профилей подготовки. В качестве ее цели выступает демонстрация всеохватности отношений между обществом и природой, основных каналов взаимодействия и глобальные проблемы, порожденные разрушением естественных экосистем. При изучении социальной экологии затрагиваются такие темы, как «История развития взаимоотношения между человеком и природой», «Глобальные социально-экологические проблемы современного общества», «Экологическая политика», «Этнические, культурные и конфессиональные аспекты в экологии», «Психолого-педагогические проблемы в социальной экологии», «Экологическое образование». У студентов формируются знания, отраженные в системе «человек - природа - общество». Социальная экология как учебная дисциплина способствует не только изучению социально-экологических проблем, но и направлена на поиск их решения. На лекционных и практических занятиях студенты рассматривают основные экологические вопросы, отражающие непосредственное взаимоотношение общества и природы. Анализируют и пытаются дать ответы на вопросы - какую роль в сохранении природы играет антропогенный фактор? Чем исторический опыт изучения взаимоотношения человека и природы может быть полезен сегодня? Как этнические и конфессиональные особенности разных народов можно применить при формировании уважительного отношения к природе? Весь этот опыт применим и в дальнейшей специализации будущих учителей. Вопросы социальноэкологического содержания так или иначе затрагиваются на уроках биологии и экологии. Поэтому будущие учителя должны быть подготовлены к преподаванию данных тем и вопросов. Остановимся на нескольких примерах. В пособии к школьному учебнику «Биология» под редакцией В. В. Пасечника и К. В. Хайбулиной для 8-го класса при изучении темы «Социальная и природная среда человека» авторы в качестве основных задач выделяют формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном виде, о его природной и социальной среде. Учащимся необходимо привести аргументы, подтверждающие взаимосвязь человека и окружающей среды, объяснить место и роль человека в природе. При выполнении самостоятельной работы им предлагается ответить на следующие вопросы: почему человек считается биосоциальным видом? Какое значение имеет адаптация в жизни человека? Почему влияние человека на среду обитания несоизмеримо по своей мощи и скорости ее нарастания с влиянием на нее других живых организмов? При изучении темы «Окружающая среда и здоровье человека» у учащихся развиваются представления о влиянии природной и социальной среды на здоровье человека. На уроке учитель знакомит школьников с необходимостью соблюдения мер профилактики стрессов и вредных привычек. Проводится проверка умений характеризовать здоровье человека в зависимости от состояния окружающей среды [2]. Достаточно широко вопросы социально-экологического содержания раскрыты в учебной литературе по экологии для старших классов. В учебнике «Экология» для 10-11 классов под редакцией М. В. Аргунова среди основных целей и задач учебника определено приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения [5]. Данное издание подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС и особое внимание в нем уделяется вопросам воспитания и социализации учащихся. В связи с этим в содержание учебника включены среди прочих принципы социально-экологического проектирования. Второй раздел учебника полностью посвящен теме «Социальная экология и современный мир» (8 ч.). Учащиеся изучают экологические кризисы в истории цивилизации, антропогенное влияние на биосферу, глобальные экономические, социальные и экологические кризисы [5]. Все эти темы способствуют формированию у учащихся нравственного отношения к природе, чувства социальной ответственности и гражданской позиции. Уникальность дисциплины «Социальная экология» обусловлена еще и ее междисциплинарностью. Находясь на стыке естественных и гуманитарных наук, она способствует приобщению накопленных знаний и в других школьных предметах - географии, химии, обществознании, истории и др. Так, например, на уроках по истории Древнего мира учитель, освещая особенности жизни людей в эпоху первобытно-общинного строя, непосредственно затрагивает вопросы взаимоотношения человека и природы - особенности охоты, влияние природно-климатических условий на жизнь и т. п. На уроках географии дети изучают глобальные экологические проблемы (загрязнение планеты, демографический кризис), в основе которых лежит антропогенный фактор. Кроме вышеназванных учебных предметов, знания, получаемые при изучении социально-экологических проблем, могут быть использованы при подготовке предметов художественно-эстетического цикла, воспитателей и социальных педагогов, психологов образовательных учреждений и др. Говоря об экологической культуре, стоит обратить внимание на тот факт, что в последнее время все большую популярность приобретает точка зрения, согласно которой экологическая культура рассматривается в качестве необходимого компонента профессиональной культуры педагога. Как справедливо отмечают преподаватели В. А. Ситаров и В. В. Пустовойтов, сегодня без осознания педагогами и воспитателями влияния, оказываемого разнообразными природно-социальными факторами на развивающуюся личность ребенка, а также неумение или нежелание применять эти знания в процессе образования могут привести лишь к снижению эффективности педагогического труда [3]. Таким образом, дисциплина «Социальная экология» является важным компонентом в профессиональной подготовке будущих учителей биологии и экологии.