PT - JOURNAL ARTICLE AU - Устюгова, Е. Н. TI - Краевая Интернет-игра «ОБЖ: животные» (из опыта реализации экологического интернетпроекта) DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/642 AB - Решение современных экологических проблем тесно связано с понятием «Устойчивое развитие», 27 принципов которого были сформулированы в декларации, утвержденной на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В декларации особое внимание обращается на защиту окружающей среды. Принцип 4: Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Неотъемлемым компонентом экосистемы Земли является животный мир. Он многообразен, интересен, удивителен. Животные - спутники человека на протяжении его эволюции. Это не только жизненно важные ресурсы для человека, но индикаторы качества окружающей среды, примеры приспосабливаемости к ее условиям, источники научных, технических идей, творческого вдохновения. Животные дают нам радость общения, возможность для развития. В настоящее время в обществе часто поднимаются вопросы нравственного и гуманного отношения к животным. Отрицательные примеры взаимодействия с ними демонстрируют не только взрослые, но и дети. В обществе активно обсуждаются проблемы, связанные с неэтичным отношением к животным, несоблюдением правил экологически грамотного поведения в природе, обеспечивающего охрану животных и среды их обитания, правил безопасности при встрече с дикими животными и посещении зоопарков, акватеррариумов, живых уголков, контактных зоопарков, правил взаимодействия с домашними животными. Произошли значительные изменения в законодательстве в области защиты прав животных, но уровень информированности взрослых и детей о них недостаточно высок. Отношение подрастающего поколения к представителям животного мира и их среде обитания формируется под воздействием семьи и ближайшего окружения, социальных сетей, системы образования, средств массовой информации. В существующих условиях актуальным представляется разработка, организация и проведение образовательных мероприятий для детей, направленных на формирование культуры взаимодействия с представителями животного мира, с применением сервисов Интернет, дистанционных технологий. Творческой группой педагогов в составе руководителя проекта старшего методиста Центра «Муравейник» Пермского городского округа Е. Н. Устюговой, старшего методиста Центра «Муравейник» Пермского городского округа С. А. Павлюковой, методиста отдела экологического просвещения ФГБУ «Государственный заповедник «Басеги» Ю. В. Мингазовой, учителя ОБЖ МАОУ «Гимназия № 1» Соликамского городского округа Е. И. Фуреевой, учителя биологии МАОУ «Бардымская гимназия имени Г. Тукая» Бардымского муниципального округа Р. М. Кучукбаевой, педагога дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества «Ровесник» Чусовского городского округа Н. Ю. Тереховой разработан и реализован проект «Краевая интернет-игра «ОБЖ: животные». Цель проекта - содействие систематизации и закреплению у обучающихся правил безопасного, ответственного и экологически грамотного взаимодействия с представителями животного мира на основе нравственных принципов и принципов гуманности. Задачи: - формирование представлений о разнообразии и значении животного мира; - формирование представлений о правах животных и законодательстве в сфере защиты прав животных; - формирование представлений о влиянии животных на здоровье человека; - воспитание у обучающихся нравственного, гуманного отношения к животным; - повышение активности обучающихся в защите животных и среды их обитания; - содействие обмену опытом просветительской деятельности по проблемам защиты животных и среды их обитания, по вопросам зоотерапии. В результате анализа имеющихся сервисов Интернет для реализации проекта выбран бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения Online Test Pad https://onlinetestpad.com/ru. Его отличают продуманный и располагающий к пользованию интерфейс, удобный личный кабинет, широкие возможности для создания различных типов тестов и заданий с использованием иллюстраций, видео, аудио, удобство использования, корректное отображение на любом устройстве, стабильная работа. Разработчики данного сервиса постоянно его развивают и совершенствуют [6]. При работе над проектом педагоги - участники творческой группы обозначили его результаты: - повышение уровня информированности участников о разнообразии и значении животного мира; - повышение уровня информированности о влиянии животных на здоровье человека; - повышение уровня информированности о правах животных и законодательстве в сфере защиты прав животных; - повышение мотивации участников к нравственному и гуманному отношению к животным; - повышение активности обучающихся в защите животных и среды их обитания; - развитие ИКТ-компетенций у школьников и педагогов. Анонс проекта, положение о мероприятии, актуальная информация для участников были направлены в муниципальные органы управления образованием, образовательные организации Пермского края, размещены на сайте организатора и в социальной сети Вк https://vk.com/eko_odod. Участниками интернет-игры стали обучающиеся 1-11-х классов образовательных организаций Пермского края. Положение предусматривало индивидуальную форму участия. Для регистрации на мероприятие предоставлялись заявки, согласия на обработку персональных данных. После регистрации участникам игры на личные электронные адреса направлялись активные ссылки на игровые раунды, инструкции, кодовые слова доступа. Вход в игру также был возможен с сайта после прохождения по активной ссылке и введения кодового слова. В проекте приняли участие 597 обучающихся из 35 территорий Пермского края, в том числе: 1-я возрастная категория (1-4-е классы) - 202 участника; 2-я возрастная категория (5-8-е классы) - 286 участников; 3-я возрастная категория (9-11-е классы) - 109 участников. Интернет-игра включала 4 раунда: «ОБЖ: мы и дикие животные», «ОБЖ: мы и домашние животные», «ОБЖ: мы идем в зоопарк», «ОБЖ: мы и зоотерапия». Игроки в соответствии с календарем интернет-игры выполняли задания раундов, размещенные на сервисе Online Test Pad. Продолжительность каждого раунда составляла одну неделю. В течение этого времени участник в любое удобное время мог зайти в игру и выполнить задания текущего раунда. Творческая группа проекта ввела персонаж - лиса Феликса, который приветствовал игроков на начальной странице каждого раунда, обращался к ним с просьбой представиться и заполнить регистрационную форму, сообщал познавательную информацию по теме раунда, актуализировал правила, а также нравственные принципы взаимодействия с миром природы. Задания были разработаны с учетом регионального краеведческого компонента. Каждый раунд включал от 12 до 15 заданий в зависимости от возрастной категории. Прохождение раунда в среднем предполагало 15- 30 минут в зависимости от индивидуального темпа работы. По окончании раунда появлялось сообщение об итогах, где участники могли посмотреть свои ответы, рейтинг, время выполнения заданий. Для подведения итогов игры было создано компетентное жюри. Участники, набравшие наибольшее количество баллов, стали победителями (1-е место) и призерами (2-е, 3-е места), были награждены дипломами победителей или призеров (электронные документы). Участникам, не занявшим призовых мест, были вручены сертификаты (электронные документы). Для участников проекта подготовлен опрос «Как Вам игралось в «ОБЖ: животные»?» (доступен по ссылке https://onlinetestpad.com/exvzqoy77ufl6). Обучающимся и педагогам-руководителям направлено приглашение к участию в нем. Результаты опроса были проанализированы. Они показали, что проект реализован успешно. Опыт по его реализации учтен в дальнейшей работе. Интернет-игра «ОБЖ: животные» может быть организована на других интернет-ресурсах - сайтах образовательных организаций и педагогов, сервисах для дистанционного обучения, в социальных сетях, доступных образовательным организациям. Задания интернет-игры применимы в дальнейшей работе при проведении образовательных событий, конкурсных мероприятий в онлайн и офлайн форматах. Интернет-проект объединил обучающихся, членов их семей, друзей, педагогов образовательных организаций на основе взаимного интереса к миру природы и краеведению, стремлению сохранить природное наследие Пермского края. Он способствовал систематизации и закреплению у детей правил безопасного, ответственного и экологически грамотного взаимодействия с представителями животного мира, формированию экологической культуры и ее популяризации.