PT - JOURNAL ARTICLE AU - Силакова, О. В. AU - Перебоев, И. Н. TI - Применение проектных технологий во внеурочной деятельности со школьниками при изучении вопросов экологической безопасности DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/639 AB - В современных реалиях в системе школьного образования в России основной целью является помощь школьникам в развитии их способностей через реализацию деятельностного подхода в освоении учащимися новых знаний, умений и навыков. Одной из разновидностей деятельностного подхода является проектная деятельность, которая, хоть и не является принципиально новым методом в педагогической практике, сейчас относится к педагогическим технологиям XXI века. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентируясь в информационном пространстве, выстраивая свои знания на основе развития критического и творческого мышления, совершенствуя аналитико-синтетический способ познания. В свете новых образовательных стандартов в реализации школьной дисциплины ОБЖ снижается количество часов урочной формы обучения, из-за чего изучение дисциплины осуществляется в том числе во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании целесообразно в нынешних реалиях рассматривать как альтернативу классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Существующая система образования, руководствуясь нормативными документами (приказ Министерства образования Российской Федерации № 413 от 06.10.2009 г. № 413 «Об утверждении ФГОС») предоставляет учащимся основной школы в ходе воспитательно-образовательного процесса в рамках курса ОБЖ достаточные возможности для приобретения навыков безопасного поведения в окружающей среде. Однако для формирования навыков безопасного поведения в окружающей среде учащиеся должны иметь представление об экологии и экологической безопасности, в частности. Следует отметить, что из общего количества предусмотренных программой часов по ОБЖ на изучение вопросов экологической безопасности отводится недостаточное количество времени. Нами было проведено исследование по определению заинтересованности школьников вопросами экологической безопасности. Анкетирование, проведенное во время производственной педагогической практики, для дальнейшей работы в реализации проектной деятельности со школьниками доказывает их заинтересованность вопросами экологической безопасности (в качестве респондентов были задействованы учащиеся 8-9-х классов МБОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Всеволожска - 123 человека). Опираясь на результаты анкетирования учащихся, можно сделать вывод о том, что, представление об экологии и экологической безопасности у детей имеются. Однако на первый вопрос: «Интересуют ли тебя вопросы экологии (охраны природы), экологической безопасности?» мы получили неоднозначные результаты. 36,4 % ответили: «Нет», из чего мы делаем вывод, что для изучения вопросов экологии, экологической безопасности на уроках и внеклассных мероприятиях по ОБЖ необходимо выделять больше времени На второй вопрос анкеты: «Из каких источников ты получаешь информацию об экологических проблемах?» 64,7 % респондентов отмечают СМИ и Интернет-ресурсам и лишь 35,3 % - уроки и внеклассные мероприятия в школе. Это говорит нам о необходимости изменения подхода к организации учебных занятий, в том числе внедрения проектной деятельности в процесс обучения. А чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания, нужна и важна учебная литература. На следующий вопрос анкеты: «Какие из перечисленных пунктов ты выполняешь?» по 34,4 % опрошенных участвуют в уборке территории и сажают деревья, более 70 % - не ломают ветки деревьев и не бросают мусор мимо урн, более 75 % - не бросают мусор мимо урн, 37,5 % - сортируют мусор. Если посмотреть на выполняемые детьми действия по сохранению и бережному отношению к окружающей среде, то можно сделать вывод, что необходимо активизировать деятельность по формированию навыков экологической безопасности у школьников, предоставить им возможность участвовать в значимых проектах с конкретными задачами и явными результатами, понятными ученику. На очередной вопрос анкеты: «Как ты считаешь, что такое экология?» 39,4 % опрошенных школьников ответили, что любая деятельность, осуществляемая в системе «человек - окружающая среда», оказывающая влияние на природу; 36,4 % определяют экологию как загрязнение окружающей среды, тогда как только 24,2 % опрошенных отмечают, что экология - это наука о реакции организмов на внешние воздействия. Полученные результаты могут указывать на недостаточный уровень сформированности знаний о взаимоотношении природы и человека. При ответе на пятый вопрос анкеты «Используешь ли ты знания по экологии в повседневной жизни?» на 69,7 % учащихся повлиял, безусловно, эмоционально-оценочный факт, обусловленный практическим опытом, действиями, готовностью к применению защиты самого себя от экстремальных ситуаций в природе и окружающей среде. Число 30,3 % говорит нам о том, что появилась необходимость в повышении уровня знаний учащихся об экологических факторах и их влиянии на здоровье человека, а также формирования у них норм экологически правильного поведения в повседневной жизни. Несмотря на то что значимость экологической составляющей учебного предмета ОБЖ значительно усилена, в настоящее время необходимо уделять больше внимания проблемам сохранения здоровья и жизни человека в условиях возникающих опасностей внешней среды. Формированию прочных и разносторонних знаний учащихся в области экологической безопасности должно способствовать как содержание учебного курса ОБЖ, так и организация учебного процесса с использованием метода проектов, предусматривающего хорошо продуманное, обоснованное сочетание как традиционных, так и интерактивных методов, форм и средств обучения. При организации проектной деятельности у учащихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, коммуникативная и информационная компетентность [1, 2, 4]. Одной из задач школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование понимания различных угроз окружающей среды с целью выработки адекватных и правильных моделей поведения. Рассмотрим несколько возможных примеров изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ в контексте проектного обучения. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал учителя, повысить мотивацию школьников к обучению. Если рассматривать проектную деятельность как способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом, то возможно использовать такую нестандартную форму, как кейс-метод. Суть его состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений происходит в результате активной самостоятельной деятельности учащихся либо внеурочных тематических занятий [1, 2, 4]. Приведем примерный перечень проектов по изучению вопросов экологической безопасности по ОБЖ с 5-го по 9-й класс (таблица). Выбор учащихся 5-9-х классов для рассмотрения вопроса об особенностях применения проектной деятельности при изучении экологической безопасности на учебных занятиях по ОБЖ был не случайным, т. к. именно подростки, в силу своих психофизиологических особенностей, требуют повышенного к себе внимания. Проектирование предоставляет участникам проектной деятельности возможность переживания новизны полученного результата и развития способности к рефлексии, также способствует формированию коммуникативной культуры, т. к. предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве в малых группах, в коллективе. Мы согласны с мнением Е. М. Степановой [3], которая считает, что проекты на материале содержания предмета ОБЖ можно использовать во внеклассной работе. Автор предлагает разработку программы кружка для учащихся 8-9-х классов «Введение в экологическую безопасность». Проектная деятельность учащихся планируется для исследования проблемы «Пути решения проблем экологической безопасности». При работе над проектом школьникам предлагается проанализировать предметную, справочную литературу, провести социологические опросы, анализ материалов Интернет, СМИ, систематизировать полученную информацию, провести интервьюирование компетентных лиц. Предполагается, что на основе полученных данных участники проекта выработают предложения по улучшению экологической ситуации. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире [1, 2, 4]. «Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления» [1, 2, 4]. Проектно-исследовательская деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования) [1, 2, 4]. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными [1, 2, 4].