%0 %A Сидельникова, Г. Д. %A Радченко, Ж. В. %T Методика организации исследования по агробиологии и экологии в процессе проведения полевых опытов в условиях школы-интерната %D 2023 %X Главное достоинство исследований в процессе проведения полевых опытов заключается в том, что учащиеся получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами (например, культурных и сорных растений, культурных растений и вредителей) и со средой обитания (например, влияние погодных условий на проведение агротехнических приемов по выращиванию опытных растений, влияния структуры и содержания питательных веществ в почве). В процессе проведения полевых опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (анализ и синтез, сравнение и классификация, обобщение и экстраполяция). Необходимость наблюдений, измерений дает возможность совершенствования методов исследования. Систематический отчет об увиденном и зафиксированном в записях, таблицах, запись обнаруженных закономерностей и выводов стимулирует развитие речи. Особенностью полевых растениеводческих опытов является проведение их в течение трех сезонов года: весной, летом и осенью. Весной происходит подготовительная работа к проведению опытов с учетом предъявляемых требований. Изучаются и выполняются требования, предъявляемые к площади опыта, агротехнике, к методике наблюдения за развитием растений в процессе исследования. Важно заблаговременно разработать план опыта, ознакомиться с агробиологией культуры, задействованной в опыте, продумать особенности фиксирования наблюдений. Такая предварительная работа будет способствовать успеху летнего и осеннего периодов по реализации опытнической деятельности. Если летний период является основным по выращиванию растений с учетом выполнения агротехнических приемов в соответствии с природными и погодными условиями и фиксированию фенологических фаз развития растений, то осенний период заключается в подведении итогов проведенной работы. Приведем примеры опытов, которые могут быть поставлены в весеннелетний-осенний периоды: - сортоизучение растений (правила изучения сорта, требования к экспериментальной площадке, сбор и учет урожая); - многообразие видов и сортов (коллекция, например, капуст); - комплексное изучение вредителей культурных растений (время появления, климатические условия, меры борьбы с вредителями); - изучение сорных растений в период вегетации культурных растений; - выращивание растений от семени до семени (учет вегетации, цветения, плодоношения); - дикие виды растений, которые селекционеры ввели в культуру; - изучение агротехнических приемов (прореживание, подкормка, рыхление, полив и др.). Каждый агротехнический прием может являться отдельным исследованием при условии единичного отличия в агротехнике выращивания растений; - получение нескольких урожаев культур в весенне-летний-осенний периоды (руккола), корнеплодов культур (редис, репа, редька) и др. Большое значение для успешного проведения комплексного исследования имеет четкое планирование как отдельных этапов, так и закрепление обучающихся за выполнением конкретных практических и теоретических исследований. Важно предусмотреть физические возможности учеников, способных выполнить определенные виды работ. Одной из сторон успеха является заблаговременная подготовка необходимого оборудования для проведения агротехнических приемов и приборов для исследовательской работы. Всякое исследование начинается с того, что ученики выбирают темы опытов, которые предлагает учитель. Легче организовывать исследования на растениях. Для обеспечения взаимосвязи агробиологии растений с экологией начинают изучение с особенностей семян культур, способов их заделки. Важно учесть лабораторную всхожесть, изучение которой может быть маленьким экспериментом. Учащиеся используют разные способы посева семян, заключающиеся в том, что можно высевать семена на ленте, на специальные, предусмотренные для изучения всхожести керамические кирпичи, применять «улитку», ватные тампоны, открыто лежащие и прикрытые семена и другие способы. Такие приемы позволяют вычислить процентную всхожесть семян и выявить лучший в данных конкретных условиях способ посева. В дальнейшем этот эксперимент дает возможность, с одной стороны, экономно расходовать посевной материал, а с другой - оценить экономический эффект, сравнивая лабораторную всхожесть с полевой всхожестью. Важной работой при подготовке семян к посеву является определение качества семян. С этой целью отбраковываются семена, всплывшие вверх при их погружении в 5 % раствор поваренной соли. Необходимо изучить биологические особенности растений, запланированных для проведения опытов, т. к. они позволяют определить правильность осуществления отдельных агротехнических приемов. Например, выращивание корнеплодов требует прореживания при появлении семядольных листьев и развития прикорневой розетки с четырьмя истинными листьями, эти же данные могут служить основой изучения внешней похожести всходов свеклы и сорняка щирицы и др. На проведение агротехнических приемов во многом оказывают влияние погодные условия (температура, облачность, осадки, ветер) [2]. Изучение и их фиксация позволяют своевременно производить конкретные агротехнические приемы: посев растений и дальнейший уход за ними (полив или рыхление). Ответственной частью исследования является подведение итогов. Они связаны с практическим завершением выращивания растения и грамотным сбором урожая по сортам (в случае сравнения сортов растений) и вариантам в зависимости от числа повторов опыта (два, три, четыре). Отдельно остановимся на рассмотрении примера по изучению разных сортов одного вида растений. Сортоизучение предполагает морфологический анализ частей растения. Например, в случае изучения разных сортов корнеплодов дается морфологическая характеристика частей растения первого года жизни, а именно прикорневой розетки, листьев и самого корнеплода. При этом большое значение имеют измерения и подсчет. Учащимся необходимо подсчитать количество здоровых и погибших листьев в розетке корнеплода, измерить длину листа, черешка, длину и ширину листовой пластинки [2]. Многократное повторение операций по измерениям приводит к осмысленному ее выполнению и, безусловно, запоминанию морфологических особенностей органов растения, которые школьники изучают в процессе обработки материалов опытных образцов. Остановимся немного на организации исследовательской работы. Она просматривается в содержании и учебных формах овладения экспериментальным содержанием. В методике предусматривается: - организация индивидуальной и групповой работы в учебное время и в летний период; - сочетание теоретической работы и практической реализации в процессе проведения опыта, например, необходимо теоретически обосновывать те или иные практические действия в определенные сроки и с учетом особенностей фенологических фаз развития; - планирование деятельности учащихся (наблюдение за опытными растениями и погодными условиями, выполнение агротехнических приемов, наблюдение фенологических фаз развития растений и их фиксация в дневнике наблюдений); - консультирование в ходе исследования учителем учащихся и родителей; - обсуждение между учащимися хода эксперимента; - обсуждение результатов исследования и особенностей их подачи на разных уровнях (в классе, школе, районе, регионе, межрегиональном уровне и др.). Ввиду того, что исследования носят комплексный характер, круглогодично осуществляется взаимосвязь урочной и внеурочной работы. Даже зимний период может быть использован для оформления гербариев и коллекций. Так, в летний период ученики засушивают опытные растения, находящихся в определенной фенологической фазе, отдельные вегетативные органы растений с повреждениями вредителями и болезнями, сорные растения, которые затрудняют развитие культурных растений, задействованных в опытах. Кроме того, анализ сорных растений в некоторых случаях позволяет оценить качественные характеристики почвы (например, кислотность). Участники экспериментальных исследований должны уделять внимание наблюдениям за появлением и развитием вредителей, фиксировать их. Времени на точное и грамотное оформление фиксированных материалов в летнеосенний период не остается. Поэтому эту работу рационально осуществлять зимой. Таким образом, описанная работа позволила нам привлечь разных педагогов, помимо учителей-предметников, а также большое количество учащихся разных возрастов (от 3 класса до 10). Учащиеся-участники в ходе экспериментальных исследований познакомились с новыми биологическими, агробиологическими и экологическими фактами, способами их изучения и овладели научно-теоретическими и практическими умениями. Необходимо отметить положительное влияние комплексных исследований на эмоциональную сферу учащихся. Их отношение к проведенной работе способствовало желанию творчески оформить результаты своих исследований. Таким образом, в статье раскрыты некоторые особенности исследовательской деятельности учащихся по биологии, растениеводству и экологии. Приведены примеры по методике организации комплексного исследования. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/638