TY - JOUR T1 - Практико-ориентированный подход в обучении биологии поколения Z AU - Селихова, Т. В. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/637 N2 - Не зная главных особенностей современных школьников, нельзя предложить программу действий по их обучению, воспитанию и социализации. По мнению сторонников «теории поколений», поколение - это группа людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Согласно этой теории, поколения отличаются друг от друга не только возрастом, но и базовыми ценностями, сформированными в период детства. Эти базовые ценности складываются из двух основных параметров. Первый параметр - это экономические, политические и социальные события, которые происходят в мире в период взросления (12-14 лет), вследствие чего воспринимаются как «норма». Второй - это те нормы воспитания, которые прививаются ребенку семьей. В теории поколений каждое поколение соответствует определенному времени года, которое характеризует общую ситуацию в окружающем мире: зима (кризис), весна (расцвет), лето (стабильность), осень (увядание). Например, поколение Бэби-Бумеров родилось в период Весна, поколение Х - в период Лето, поколение Y - в период Осень, а поколение Z рождается Зимой. В каждое из времен года появляется поколение с определенным архетипом. У каждого архетипа своя задача и роль в обществе. В классах современной школы учится поколение Z, «цифровое» (в переводе с английского Digital Native - «цифровой человек»). Перед нами ребенок начала XXI века, который разительно отличается не только от того «дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Пиаже и Корчак, но и от ребенка 90-х годов XX века. При этом ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим - ребенком информационного общества, представителем нового, цифрового поколения. Чем же оно отличается от предыдущих поколений? Во-первых, это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению. Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Во-вторых, представители поколения Z нетерпеливы и сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях; они ориентированы на потребление и индивидуалистичны; ценят честность и откровенность. Дети поколения Z быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете. Главная мотивация для этого поколения - это интерес. Для них характерен загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности. Ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. Почти то же - и на уроках в школе. По мнению ученых, многозадачность заставляет мозг работать в другом режиме - повышается скорость психических процессов (новое поколение становится умнее). Они иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом все больше и больше то, в чем они не заинтересованы. А это, увы, едва ли не вся школьная программа. У детей поколения Z подругому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее - «путь», способ, как до нее добраться. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой». Средняя продолжительность концентрации внимания, по сравнению с тем, что было 10- 15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы. У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков американский педагог Марк Пренски, формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации короткими порциями. Еще одна особенность детей поколения Z - гиперактивность. Им трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. Недостаток эмоциональных контактов в семье, в первую очередь с матерью, и избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны. Они склонны к аутизации - погружению в себя. Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а об аутизации как способе взаимодействия с миром, выступающим как защита от проблем современного образа жизни. Компьютеры они предпочитают книгам и во всем стремятся к немедленным результатам. Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети - часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов [1]. Среди отрицательных черт современного подростка можно выделить следующие: снизилась энергичность детей, их желание быть активными, возрос эмоциональный дискомфорт, четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения, отмечается недостаточная социальная компетентность, неспособность разрешать простейшие конфликты (при этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30 % самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер). Неблагоприятной тенденцией выступает рост одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, рост тревожности, усугубленной чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя. Большую группу составляют дети с нервно-психическими заболеваниями, приблизительно у 20 % детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции [2]. Как учить таких детей? Что необходимо изменить в методике проведения урока, чтобы нивелировать вышеназванные недостатки этого поколения детей? На мой взгляд, необходимо шире внедрять практико-ориентированные технологии в преподавание биологии, развивать самостоятельность учеников, учитывая их интеллектуальные способности. Еще китайский философ Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Эти слова мудрого современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому необходимо учить в школе. По данным исследований, в памяти человека остается 25 % услышанного материала, 33 % увиденного и услышанного, 75 % материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. В своей педагогической практике я использую технологию смешанного обучения - «Перевернутый класс», где обучающиеся дома самостоятельно изучают новый материал, смотрят видео по теме, а в классе происходит практическое закрепление материала. Большой плюс этой технологии в том, что во время проведения обычных уроков ученикам не всегда удается понять то, что они слышат от учителя в силу своих индивидуальных особенностей первичного восприятия нового. Школьники не могут взять паузу и обдумать сказанное. В связи с этим они порой упускают самые важные моменты. Наблюдается дискомфорт. При использовании же данной технологии обучающиеся дома могут вникнуть в содержание нового материала, обдумать важные моменты, заглянуть в Интернет, а на уроке из пассивных слушателей они становятся главными действующими лицами, мыслителями и первооткрывателями. Достигается качественное усвоение нового материала, комфортность в обучении, самостоятельность в приобретении знаний, уверенность ученика на уроке при закреплении вопросов новой темы. Другой вариант практико-ориентированного обучения, который я использую - это работа в группах, где каждый ученик накануне получает свое индивидуальное задание для подготовки к следующему уроку (ученики сами распределяют задания между собой). Это могут быть сообщения из сети Интернет, краткий конспект параграфа, ответы на вопросы, работа с понятиями, выполненный мини-проект. На самом уроке происходит обмен информацией в группе по новой теме, совместное решение конкретных заданий, обязательное выполнение лабораторной работы, объективное оценивание роли каждого в группе. Такой подход позволяет формировать у обучающихся коммуникативность, критическое мышление (анализировать, формулировать выводы и принимать верные решения), развивает креативность (находить необычные решения), умение работать в команде, работать на общий результат, понимать свою роль и вклад в работу (кооперация). Таким образом, перестраивая ход урока биологии, мы достигаем повышения мотивации обучающихся, более качественное усвоение учебного материала, развитие тех способностей ребенка, которые необходимы ему сейчас и пригодятся в будущем.