RT - SR - Electronic T1 - Конструирование урока биологии в соответствии с ФГОС SP - 2023-04-11 A1 - Разаханова, В. П. A1 - Борзова, З. В. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/636 AB - Введение государственных образовательных стандартов второго поколения в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования вызвано необходимостью решения стратегической задачи развития современного российского образования - ориентации системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования [4]. Назначение стандартов заключаются в следующем: - задают основные результаты образования - общие и по ступеням; - характеризуют и регулируют планируемые результаты, отраженные в учебных программах (предметные, метапредметные, личностные), программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные). Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты - это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся, - в частности, себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д. Методологической основой стандартов общего образования нового поколения является системно-деятельностный подход. Системнодеятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вело за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Система дидактических принципов системно-деятельностного подхода включает: - принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений; - принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся; - принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); - принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); - принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; - принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора; - принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1) уроки «открытия» нового знания; 2) уроки рефлексии; 3) уроки общеметодологической направленности; 4) уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д. 3. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: - написание учащимися варианта контрольной работы; - сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; - оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. Структура уроков «открытия» нового знания 1. Мотивирование к учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний Данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. 3. Проблемный вопрос, обсуждение цели и темы урока 4. Изучение новой темы Для реализации деятельностного подхода рекомендуется использовать различные технологии обучения: - технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения; - технологии, основанные на создании учебных ситуаций (например, технология критического мышления, проблемно-диалогического обучения); - технологии, основанные на реализации исследовательской, опытнической и проектной деятельности. 5. Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 6. Применение знаний На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Итак, применение системно-деятельностного подхода при конструировании урока позволяет достичь планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.