TY - JOUR T1 - Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий по дополнительной общеразвивающей программе «Экологи-флористы» краевой заочной школы AU - Павлюкова, С. А. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/634 N2 - Флористика - молодой вид декоративного искусства. Художественное творчество флористов основано на использовании необычного материала - растений, их цветов, стеблей, листьев, засушенных так, чтобы они сохранили форму, цвет, а при необходимости - и объем. Важно, чтобы приобщение обучающихся к этому искусству основывалось на региональном компоненте, поскольку это расширяет знания о богатстве растительного мира родного края, народных традициях природопользования, воспитывает бережное отношение к природе, является значимым компонентом экологического воспитания. Цель дополнительной общеразвивающей программы «Экологи-флористы» - создать условия для развития творческих способностей детей с учетом их интересов средствами флористики и фитодизайна. Задачи программы: - изучение растительного мира Прикамья; - развитие творческих способностей путем создания художественных образов из растительного материала; - обучение основам мастерства в работе с растительными материалами; - профессиональная ориентация школьников; - формирование экологического мышления. Дополнительная общеразвивающая программа «Экологи-флористы» имеет художественную направленность, способствует формированию эстетического восприятия природы через декоративно-прикладное творчество. Она реализуется в рамках краевой заочной школы. Программа «Экологи-флористы» актуальна, поскольку в настоящее время высок интерес обучающихся к учреждениям дополнительного образования, реализующим профессионально-ориентированные образовательные программы. Данные программы позволяют детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Особенно привлекают программы дополнительного образования, обучающие азам новых современных профессий. Новизна данной программы заключается в том, что изучение природы Пермского края, народных традиций, промыслов, азов фитодизайна становится основой для индивидуальных творческих проектов обучающихся, отражающих стремление украсить окружающий мир и сохранить его самобытность. Дополнительная общеразвивающая программа заочной школы рассчитана на 3 года. По программе могут обучаться школьники 7-11-х классов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, проявляющие интерес к флористике на основании личного заявления. Учебная нагрузка по программе составляет 216 часов. В течение первого учебного года обучающиеся выполняют четыре творческих контрольных задания, которые оцениваются по 5-балльной системе. Обучающиеся, успешно справившиеся с заданиями 1-го года обучения, приглашаются на установочную сессию. На втором и третьем году обучения дети ежегодно приглашаются на две учебные сессии. Продолжительность сессий - 3 дня. http://kebc.papt59.host.ru/Upload/Files/index_sessiya_ecofl_2_2020.htm. Школьники осваивают 4 тематических раздела под руководством педагогов дополнительного образования краевой заочной школы естественноматематических наук, в том числе: 1-й раздел - «Растения Прикамья». Раздел программы рассчитан на 50 часов, предусматривает изучение основ экологии растений, особенностей растительных сообществ, влияния антропогенных факторов на растительные сообщества, а также использование растений для оздоровления микроклимата жилых помещений. Образовательный процесс предусматривает лекции, экскурсии в природные сообщества и ООПТ Пермского края. Цель раздела - познакомить обучающихся с многообразием местной флоры. 2-й раздел - «Основы фитодизайна». Количество учебных часов - 103. Данный раздел ориентирован на подготовку учащихся по профилю «флорист - дизайнер». Его основная цель - овладение основами флористического мастерства. Ведущая задача раздела - развитие творческих способностей путем создания художественного образа из растительного материала. Для этого значительная часть учебного времени отводится практическим работам. 3-й раздел - «Аппликационные работы из растительного материала». Этот раздел программы рассчитан на 30 часов, направлен на углубление и расширение знаний учащихся в области выполнения аппликационных работ из соломки, пуха, засушенных растений. Также слушатели осваивают более сложные приемы обработки и консервирования растительных материалов. 4-й раздел - «Плетение из соломки». На изучение данного раздела программы отводится 33 часа. Цель - приобщить обучающихся к одному из забытых видов декоративно-прикладного искусства - плетению из соломки. Основные задачи раздела - освоить технику плетения, развивать творческие способности обучающихся, а также воспитывать такие черты характера, как трудолюбие, аккуратность, усидчивость, эстетический вкус. Программа предусматривает разнообразные методы обучения: лекции, беседы, наблюдения, работу с определителями растений, просмотр слайдов и видеоматериалов, выставки, контрольные, лабораторные и практические работы по пройденным разделам программы, творческие задания, работу в микрогруппах, мастер-классы, дистанционные консультации, творческие проекты. На занятиях используются дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения, натуральные объекты. Занятия проводятся со строгим соблюдением требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. В межсессионный период школьники под руководством педагогов-кураторов делают творческие контрольные задания, изучают необходимую литературу. Также обучающиеся выполняют самостоятельные работы в объеме 129 часов (ежегодно по 43 часа) по выращиванию, обработке сухоцветов, злаков, заготовке растительных материалов (растительный пух, береста, рогоз, сосновые, еловые и др. шишки, желуди, ивовые, березовые и пихтовые ветки, засушенные листья, цветы и лепестки, декоративные элементы из плодов цитрусовых, мох, кора, султанчики от кукурузных початков), изготовлению различных декоративных флористических элементов для индивидуальных творческих проектов. По завершении обучения обучающиеся выполняют творческий проект, тему которого они выбирают самостоятельно по одному из разделов программы и представляют на конкурсе творческих проектов. После успешного завершения учебы, выполнения и защиты выпускной работы обучающимся школы выдается свидетельство об окончании краевой заочной школы естественно-математических наук (отделение «Экологи-флористы»), которое школьники размещают в своем портфолио http://kebc.papt59.host.ru/one_item_left.aspx?id_pages=24&masterPage= . Современный этап развития образования неразрывно связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Таким образом, актуальным в заочном обучение становятся цифровые образовательные ресурсы. Наиболее актуальной формой представления учебных материалов является мультимедийная презентация. Для разработки ЦОР была выбрана программа MS PowerPoint 2010. С ее использованием создана мультимедийная презентация «Учебно-методические материалы по теме "Плетение из соломки” к разделу дополнительной общеразвивающей программе “Экологи-флористы”». В презентацию вставлены гиперссылки и навигационные кнопки, обеспечивающие просмотр презентации в соответствии с содержанием. После ознакомления с темами обучающимся необходимо ответить на вопросы и выполнить задания, которые необходимо отправить на электронную почту. Данный ресурс размещен на Интернет-сайте ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум» в разделе «Методическая продукция» Отделения дополнительного образования детей «Экологический центр» http://kebc.papt59.host.ru/one_item_left.aspx?id_pages_under=128&masterPage= . Также разработан цикл мастер-классов с элементами экодизайна для обучающихся. Данные мастер-классы помогают обучающимся и педагогам-кураторам на учебных сессиях познакомиться с основами экодизайна, с разнообразными натуральными и экологичными материалами, их качеством, а также с вторичными материалами, которым можно найти оригинальное и креативное применение. Обучающиеся, не посетившие сессии по уважительным причинам, могут ознакомиться с материалами учебной сессии и мастер-классами самостоятельно. Фотоотчет по выполненным работам присылают на электронную почту либо привозят готовую работу на следующую учебную сессию. Методические материалы ряда мастер-классов размещены на Интернет-сайте ОДОД «Экологический центр» в разделе «Методическая продукция» http://kebc.papt59.ru/one_item_left.aspx?id_pages=24&masterPage=. Учебно-методические материалы могут представлять интерес для педагогов учреждений дополнительного образования детей, учителей технологии. Материалы могут быть использованы при проведении семинаров различного уровня по проблемам использования современных образовательных технологий в дополнительном образовании детей. Творческие работы обучающихся, освоивших программу «Экологи-флористы», могут быть представлены на конкурсных мероприятиях различного уровня.