@article{Маркинов2023-04-11, author = {И. Ф. Маркинов, А. И. Киселева}, title = {К вопросу о методологическом обосновании реализации интерпретации в общем биологическом образовании}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Современная общеобразовательная подготовка обучающихся сегодня справедливо связывается с формированием у них умения результативно учиться. Поэтому ученые сферы дидактических исследований находятся в состоянии педагогического поиска действенных средств реализации обозначенной установки. В частности, это относится к биологии, которая в системе общего российского образования является единственным предметом, приобщающим подрастающее поколение к познанию живой природы. Именно через познание в сознании отражаются изучаемые биологические объекты в многообразии составляющих их предметов, явлений и процессов, осваиваются новые знания о них, осмысливаются и преобразовываются уже имеющиеся знания в стандартных ситуациях и ситуациях неопределенности. Для достижения планируемых результатов познания живого имеется необходимость в использовании определенной категории средств, к одному из которых, как справедливо утверждают специалисты по частной методике, относится интерпретация изучаемого материала [1; 2]. С учетом мнения профессоров Л. А. Микешиной, А. Л. Никифорова, Г. И. Рузавина, а также собственных взглядов на интерпретацию информации о живом, можно выразить ее сущность [4; 3; 5]. Полагаем, что интерпретацию следует характеризовать как особый теоретический метод и логическую процедуру познания биологических объектов. Интерпретация (теоретический метод) - это способ преобразования обучающимся информации о биологических объектах (предметах, явлениях, процессах) в доступные формы с помощью объяснения как метода установления их наиболее существенных признаков и связей, особенностей функционирования и развития, понимания как проникновения в их сущность для глубокого осмысления получаемых знаний при выполнении интеллектуальных и практических действий и включения в личностный познавательный опыт, эмпирических / прикладных приемов работы с информацией о живом, ее выражения в том виде, в котором требуется, а также согласования получаемых данных с данными из смежных наук. Интерпретация (логическая процедура) - поэтапное познание обучающимися биологических объектов (предметов, явлений, процессов), связанное с обособлением (изолированием) интересующего проявления жизни от подобных, целеполаганием как предвосхищением результатов, актуализацией имеющихся и сбором недостающих данных, выбором оптимальных эмпирических / прикладных и (или) теоретических методов и приемов работы, определением способов выражения полученной информации, собственно осуществлением интерпретационного познания на учебных занятиях и (или) во внеучебное время, соотнесением полученных результатов с целью / задачами и рефлексией выполненной деятельности. Реализация интерпретации в общем биологическом образовании имеет под собой серьезные методологические основания. В качестве них выступают обще- и конкретно-научные подходы. Вначале представим интерпретационный потенциал общенаучных подходов. Информационный подход обеспечивает осмысление образования как целостной информационной системы, состоящей из множества различных по сложности подсистем, объединенных общей информацией; понимание роли информации и информационных потоков, циркулирующих внутри образовательных систем и между ними, для нормального протекания в них процессов и явлений. Системный подход обеспечивает истолкование образования как многоэлементной структуры, состоящей из связанных между собой и с окружающей средой элементов; объяснение подчиненности функционирующих в образовании систем и их элементов социальному заказу, понимание их динамики и необходимости фиксации изменений в реальном времени. Деятельностный подход обеспечивает осмысление природы познания и его результата - знания; понимание образовательного процесса как источника знаний, средства формирования интеллектуальных и практических способов действия; раскрытие логики учебной деятельности через последовательность этапов целеполагания, планирования, исполнения, самоконтроля, анализа и оценки результатов с выражением для каждого из них конкретных действий. Антропологический подход обеспечивает: осмысление результатов научных исследований биологической природы и социальной сущности человека с переносом полученных знаний в образовательный процесс; объяснение необходимости использования спектра различных педагогических средств в согласовании с сензитивными периодами развития обучающихся; понимание важности использования межнаучного диагностического инструментария в истолковании знаний о человеке, поиске и обнаружении новых исследовательских полей. Далее выразим интерпретационный потенциал конкретно-научных подходов. Гуманистический подход обеспечивает осмысление уникальности и ценности каждого человека; объяснение прямой зависимости личностного развития обучающихся от используемых педагогами образовательных средств; понимание педагогического процесса как динамической системы, подчиненной приоритетному удовлетворению запросов обучающихся; осмысление педагогической деятельности как деятельности в системе субъект-субъектных отношений. Аксиологический подход обеспечивает истолкование ценностных смыслов функционирования любого общества и комфортного пребывания людей в нем; объяснение видов ценностей и значения личностной рейтинговой ценностной системы обучающихся в выборе стратегии и тактик поведения в различных ситуациях; понимание необходимости работы над собой по выработке ценностных ориентаций при получении образования и на протяжении всей сознательной жизни. Культурологический подход обеспечивает осмысление культуры как феномена, основы и результата развития человеческого общества; понимание образования как части культуры и главного транслятора обучающимся адекватных культурных установок; объяснение необходимости своевременной трансформации педагогических средств, в первую очередь содержания учебного материала для его соответствия меняющимся личностно-культурным и социально-культурным запросам. В качестве вывода скажем, что каждый из семи кратко охарактеризованных обще- и конкретно-научных подходов имеет явную связь с интерпретацией, которая пронизывает их и наполняет новыми смыслами. Интерпретация выступает в роли своеобразного научного интегратора, суммирующего педагогический эффект от согласованной реализации обозначенных подходов в работе с обучающимися, тем самым позволяет им достигать желаемых результатов познания живых объектов (предметов, процессов, явлений).}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/632}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/681}, }