TY - JOUR T1 - Функциональные возможности и использование графического планшета при обучении биологии в очном и дистанционном формате AU - Малкова, В. В. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/631 N2 - Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) активно затрагивают разные сферы деятельности современного общества, что повышает уровень автоматизации всех информационных процессов, таких как накопление, обработка и хранение информации с помощью электронных средств. Применение информационных технологий в образовательной сфере способствует повышению мотивации к процессу обучения у учащихся, расширяет возможности получения информации с использованием сети Интернет, а интерактивность и наглядность способствуют лучшему пониманию и усвоению биологического материала [3]. Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС), развитие творческих способностей и умение ориентироваться в сфере ИКТ является приоритетным направлением в современном школьном образовании. Одним из средств, содействующим формированию универсальных учебных действий (УУД) и развитию творческих способностей у школьников, является графический планшет. Графический планшет представляет собой устройство для ввода информации, на котором с помощью электронного пера можно записывать информацию прописью и изображать схемы, таблицы и рисунки, а полученная информация синхронно оцифровывается и выводится на экран компьютера или на интерактивную доску. Для использования графического планшета в процессе обучения не требуется сложное программное обеспечение, достаточно стандартной программы Paint или Paint3D или бесплатных программ ImageG или Gimp. Если в школе имеются программы более профессионального уровня, то они обладают богатым выбором «инструментов» для работы с рисунками и изображениями. Электронное перо повторяет форму обычного карандаша или ручки, что является привычным инструментом в процессе письма или рисования, поэтому для работы с ним не требуется особая подготовка. В течение многих столетий коммуникация между людьми осуществлялась двумя основными формами: устной и письменной. Под влиянием ИКТ способы передачи информации в современном обществе видоизменяются с традиционного письма от руки на ведение записей в электронном виде (на компьютере и других цифровых устройствах) [2]. Так, было проведено исследование о важности рукописного ввода вместо набора текста для обучения в классе у подростков и детей в возрасте 12 лет с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) [4]. В ходе исследования было показано, что разницы между рукописным и машинописным вводом нет, однако при письме от руки активируются более крупные сети в головном мозге, поскольку задействована мелкая моторика рук при ведении заметок, в отличие от печати на клавиатуре. Таким образом, применение традиционного ввода информации в процессе обучения является более полезной для лучшего восприятия и запоминания нового учебного материала. В работе Osugi с соавторами (2019) было проведено исследование различия в активности мозга после обучения с использованием цифровой ручки и чернильной ручки. Участников эксперимента после анкетирования разделили на две группы: в состав первой группы входили люди, которые знакомы с работой цифровой ручки и используют ее в повседневной жизни, во вторую группу входили люди, которые не используют данное цифровое устройство. Для каждого участника групп было проведено два занятия, одно с цифровым пером и одно с чернильным пером, где в течение 10 минут им предъявлялись неизвестные ранее символы в случайном порядке. Результаты ЭЭГ показали, что использование цифрового пера в процессе обучения может улучшить качество запоминания новой информации, поскольку при этом задействуется больше когнитивных процессов из-за иного способа написания [5]. Основным отличием между дистанционным и очным способом обучения является то, что при проведении очных занятий преподаватель передает знания и навыки, взаимодействуя с учащимися через живое общение с использованием различных средств обучения. А при дистанционных занятиях преподаватель в основном выполняет только координирующую функцию. В процессе дистанционного обучения материал урока представлен в электронном виде, что упрощает учащимся доступ к информации, однако это может привести к частичной потере навыков ведения опорного конспекта урока или изображения схем и рисунков, предлагаемых учителем [1]. При изучении биологии учитель использует наглядные пособия и технические средства, которые обеспечивают возможность школьникам осваивать полученный материал не только вербально, но и визуально, например во время очных занятий графический планшет может быть использован в качестве средства для проверки знаний у учащихся во время урока. При наличии в классе интерактивной доски и одного компьютера с графическим планшетом за партой учитель может привлечь к выполнению задания сразу нескольких учащихся. Так учащимся 6-го класса, предварительно разделив их на группы, учитель может предложить в виде таблицы сравнить простые и сложные соцветия с их схематичным изображением или сравнить жизненный цикл папоротников и мхов. Ученики смогут продемонстрировать знания биологических понятий, а также понимание биологических процессов с использованием схем и рисунков. Поскольку данное цифровое устройство может использоваться в базовых компьютерных программах, таких как Microsoft Word и PowerPoint, учитель может подготовить презентацию, и в ходе урока будет дополнять изображения, схемы и таблицы, приведенные в ней, собственными заметками или обозначениями. Измененный материал можно сохранить и отправить в электронном виде ученикам. Дистанционное обучение, например, может осуществляться через платформу Zoom. Учитель при этом может использовать графический планшет и графические программы для имитации школьной доски, таким образом приближая обучение в онлайн-режиме к традиционной форме урока. Учитель создает конференцию и при демонстрации хода решения биологических задач, изображения схем и рисунков по теме урока дублирует экран своего компьютера с открытой любой из вышеперечисленных программ. Разрешив доступ ученикам к редакции контента импровизируемой доски, учитель вовлекает школьников в процесс обучения в любой момент. Это позволяет учащимся не терять внимания и обеспечивает интерактивное взаимодействие учителя и класса. Таким образом, функциональные возможности графического планшета могут существенно расширить варианты использования наглядного материала в процессе очного и дистанционного обучения, помогая учащимся сформировать умения и навыки работы с информацией в процессе решения поставленных задач. Развивать коммуникативные умения при взаимодействии с учителем или одноклассниками, что является частичным решением одной из некоторых проблем дистанционного обучения. А также представление полученной информации в виде графического конспекта позволяет формировать знания посредством самостоятельной обработки новой информации, развивать логическое мышление, память и творческие задатки.