%0 %A Логвина-Бык, Т. А. %A Бык, Н. В. %T Новая украинская школа: вызов времени %D 2023 %X Образование ХХІ века предусматривает подготовку учеников средней образовательной школы в условиях, которые постоянно трансформируются: стремительно создаются новые технологии и модели обучения, в учебный процесс вносятся нововведения. Инновационный процесс в средних учебных заведениях Украины, как и других стран, представляет собой систематическую совокупность целей, планов, действий и операций, системы методов и методических приемов. Цели новой украинской школы (НУШ) задают направление, а действия определяют процесс развития учащихся в эмоциональной, творческой атмосфере обучения, происходит обновление и модификация содержания, форм и методов обучения, образовательных технологий, что делает изменения возможными. На современном этапе развития школьного образования решаются проблемы активизации познавательной деятельности учеников в учебном процессе, происходит усовершенствование и развитие технических средств обучения, интеграция учебных знаний, формирование компетентностей. Целью инновационной технологии является более высокий уровень обучения учеников: профессиональное самоопределение, самообразование, саморазвитие, самоактуализация. В учебном процессе чаще применяется дифференцированный подход и уровневая дифференциация. Дифференцированное обучение предполагает четкое осознание цели и результата, что помогает корректировать методы обучения и методические приемы с учетом образовательных потребностей, компетенций и возможностей каждого ученика. Как отмечают авторы статьи [1], под дифференциацией мы понимаем систему обучения, при которой каждый ученик проходит обучение на своем интеллектуальном уровне с учетом возрастных и психологических особенностей личности, развивает свои способности и таланты. Индикаторами эффективности дифференцированного обучения биологии являются следующие: 1) ориентация на компетентности ученика; 2) качество содержания и структура урока биологии; 3) личностно-ориентированный подход; 4) характеристика обучения как процесса: технологии, методы, приемы, инструментарий, средства обучения в учебном процессе; 5) применение системы оценивания (мониторинг, обратная связь, коррекция). Дифференцированный подход в обучении предусматривает формирование креативного и критического мышления на уроках биологии, что является неотъемлемым условием развития личности школьника в учебном процессе [1]. Креативность можно рассматривать как сумму интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способного к самостоятельному выдвижению проблемы, к генерации новых, оригинальных идей, нахождению нетрадиционных и нешаблонных способов решения проблемных задач. Мы частично согласны со Степановой-Камыш, которая, рассматривая особенности организации дифференцированного обучения, выделяет такие этапы обучения: 1) рефлексия, 2) оценивание программ обучения, 3) анализ индивидуальных особенностей учеников, 4) планирование уроков на основе научно-обоснованных и личностно-ориентированных методов обучения, 5) усовершенствование практики на основе фактической информации [3]. Мы считаем, что для организации дифференцированного обучения надо рассматривать не отдельные элементы, а целостную систему обучения. Д. Халперн считает, что критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к информационному полю; к 14-16 годам у человека критическое мышление получает свое наибольшее развитие [4, с. 208]. Технология развития критического мышления разработана как модель интерактивного обучения учеными Бостонского центра развития этики и воспитания на основе опыта мировой педагогики и психологии, исходя из актуальных потребностей системы образования. Критическое мышление, по мнению Д. Халперн, это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата, такой тип мышления, к которому обращаются при решении задач, формировании выводов, осуществлении вероятностного оценивания и принятия решений [4]. Джой Гилфорд представляет интеллект в виде трех измерений: 1) содержание мышления, 2) операции мышления, 3) результаты мышления [2]. Гилфорд предложил свою систему - модель структуры интеллекта в связи с тем, что в результате множества исследований стали появляться сомнения в том, что интеллект имеет иерархическую структуру, а также сомнения в истинности концепции g (общего, генерального) - фактора интеллекта. Многие исследования рассматривают независимые друг от друга интеллектуальные факторы. На практическом уровне это означает, что нужно развивать интеллект не вообще, а конкретно - развивать определенные интеллектуальные способности (математические, художественные и другие). То есть если мы будем развивать общий академический интеллект, то совсем необязательно, что при этом у нас будут развиваться также и способности общения с другими людьми (социальный интеллект), и показатель IQ нам ничего не скажет об уровне креативности человека. Некоторые интеллектуальные факторы не имели корреляций между собой. Например, математик - человек с хорошо развитыми символическими способностями, может одновременно при этом плохо писать литературные произведения и показывать бедность образного мышления [2]. Джой Гилфорд выделяет четыре типа содержания: 1) образное (которое можно рассматривать дальше в соответствии с органами чувств, но он чаще выделял обычно визуальное и аудиальное), 2) семантическое, 3) символическое, 4) поведенческое. Автором модели [2] были введены две операционные категории: дивергентное и конвергентное мышление. Для развития дивергентного мышления - продуцирования нужны задачи, которые предполагают множество правильных ответов. Для актуализации конвергентного мышления - продуцирования нужны задачи, которые имеют единственный правильный ответ. Наряду с вышеупомянутыми типами операций, включая запоминание, Джой Гилфорд выделил еще один тип - познание. Данная уникальная и производительная модель появилась и является хорошей основой для создания эффективных развивающих программ в области интеллекта и креативности. Концепция Джоя Гилфорда нашла большое применение для развития одаренных детей в США и других странах [2]. Необходимость использования креативного мышления на уроках биологии и его преимущество обусловливают: 1) развитие интереса учащихся к учебной деятельности путем применения инструментов креативного мышления; 2) создание условий для совместной деятельности учащихся через групповые формы работы на уроках биологии; 3) использование дифференцированных задач с учетом возрастных особенностей учащихся; 4) акцентирование внимания на работу с талантливыми и одаренными детьми; обусловливаются формированием способности учащихся к самообучению под руководством учителя биологии, умением сотрудничать и работать в группе и способностью выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Считаем, что использование на уроках биологии в Новой украинской школе концепции Джоя Гилфорда, исследований Д. Халперна и украинских ученых [1; 3] является важным шагом для развития личности ученика, возможности иметь широкий кругозор; быть любознательным и стремиться переосмысливать полученную в свете новых данных информацию, использовать ее в повседневной жизни и для формирования в будущем профессиональных компетентностей. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/628