@article{Левченко2023-04-11, author = {А. Л. Левченко}, title = {Электронное обучение биологии: дань моде или объективная реальность?}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Поиск информации с использованием сети Интернет, общение в социальных сетях стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Не случайно в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, обращается внимание на то, что «информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования … и др.) и государственного управления, связаны с внедрением информационных технологий...», - именно так характеризуется значение информационных технологий. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 02.07.2021 № 351-ФЗ) статья 16 как раз посвящена электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. В ней под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащихся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Специалисты ЮНЕСКО определяют e-learning как обучение с помощью Интернета и мультимедиа. Итак, электронное обучение (electronic learning, e-learning) - это организация образовательной деятельности через цифровые устройства, подключенные к Интернету. Оно может быть дистанционным или осуществляться непосредственно в учебной аудитории. Дистанционное обучение, в свою очередь, может быть синхронным, когда преподаватель и учащийся взаимодействуют в режиме реального времени (например, урок с видео-конференц-связью), или асинхронным, когда материалы изучаются учеником самостоятельно, а вопросы могут обсуждаться, например, на форуме или в чате. К электронному обучению относится: самостоятельная работа с электронными материалами, применением персонального компьютера, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора; получение консультаций, оценок у удаленного (территориально) преподавателя, возможность дистанционного взаимодействия; создание распределенного сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность; своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения. В развитии онлайн-обучения (электронного обучения) выделяют три этапа: первый этап связан с применением новых средств обучения (презентации, электронные учебники, программы тестирования), второй этап характеризуется более высоким технологическим уровнем учебного материала (создаются электронные средства обучения, организации и сопровождения учебного процесса, отрабатываются различные модели управления электронным обучением, разрабатываются подходы к оценке качества и эффективности электронного обучения) и, наконец, третий этап обусловлен разработкой комплексных программных систем для осуществления полного цикла образовательного процесса (управление контентом, доставка учебных материалов, все виды аттестации обучающихся, поддержка образовательной среды) [2]. Среди наиболее значимых преимуществ электронного обучения можно выделить следующие: - дает возможность каждому ученику работать в своем темпе, многократно пересматривать материал, возвращаться к нему снова и снова в любое время, в любой день недели; - в ходе электронного обучения применяются ресурсы, которые задействуют различные каналы восприятия (видео и аудиофайлы, анимация, графика); - самостоятельно работая с электронными ресурсами, ученик достигает необходимых для сегодняшней жизни метапредметных результатов, к которым можно отнести умения работать с информацией, планировать свою деятельность и отвечать за результаты обучения и т. д.; - отталкиваясь от потребностей обучающегося, способствует обеспечению разноуровневости и индивидуализации процесса обучения, например помогает адаптировать обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья или обучающихся, проявивших интерес к конкретным темам данного предмета, или тех, у кого есть трудности в усвоении учебного материала; - электронное обучение позволяет выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания и умения, полученные учащимися в процессе обучения. Первый в мире онлайн урок был проведен в 1986 году Линдой Марией Харасим совместно с Дороти Смит. Позднее, в период с 1987 по 1989 год, Линда Мария Харасим разработала методологию преподавания в Интернете, которую позже адаптировали в Университете Феникса (штат Аризона, США). Первые виртуальные школы появились в США и Канаде в середине 90-х годов XX века. Например, частная виртуальная школа в Онтарио уже в 1996 году предложила два онлайн-класса - по биологии и канадской литературе. Виртуальные школы в этих странах интегрированы в систему среднего образования: учащиеся могут делать задания по предметам, сидя в компьютерных классах «обычной» школы. Иногда обучение принимает заочную форму, иногда сочетает в себе элементы очного и заочного обучения. Электронное обучение включает в себя три основных компонента: инструмент обучения (компьютер), объект обучения (электронный курс) и платформу обучения (сайт в Интернете или специализированная система). При создании курсов для электронного обучения чаще всего применяют несколько моделей [4]: 1) «Tell → Test», когда сначала дается материал, а потом проверяются знания и умения; 2) CCAF (Context, Challenge, Activity, Feedback): сontext, или контекст (поместить слушателя в конкретную ситуацию, для которой планируется развивать навыки, и охарактеризовать условия задания), сhallenge, или вызов, что можно представить как стимул к действию (создать ощущение вызова/риска/угрозы проигрыша, вызов должен быть максимально приближен к реальному, с которым слушатель может столкнуться на практике), аctivity, или действие (электронное обучение должно быть построено таким образом, чтобы слушателю регулярно нужно было совершать некие «действия»/ взаимодействовать с платформой, при этом лучше разнообразить типы заданий), feedback, или обратная связь (может быть двух типов: внутренняя (простое сообщение учащемуся «правильный/неправильный» ответ) и внешняя (позволяет ему увидеть результаты/последствия принятия того или иного решения) [4]. Редакторы курсов (Authoring Tools) - это конструкторы электронных курсов, с помощью которых можно создать e-learning контент - слайдовые курсы, тесты, скринкасты, вебинары, видеокурсы, тренажеры [5]. Слайдовые курсы - это полноценные уроки, позволяющие не только обучить, но и проверить знания и умения учащихся. Такой курс может включать в себя как текст с графиками, так и тесты или диалоговые тренажеры. Слайдовые курсы создаются в программах iSpring Suite, Adobe Captivate, Articulate 360 и CourseLab. Скринкаст - видео с записью экрана, записанный с целью обучить пользователя чему-то, что можно продемонстрировать. Такой формат подходит для обучения работе в сложной программе, например Adobe Photoshop. Видеокурс записывается с целью показать что-то, что можно продемонстрировать. В отличие от скринкаста, такой курс может включать в себя видео и графические вставки, а также дополнительные эффекты: приближение, фильтры, переходы между видео и слайдами. Диалоговые тренажеры - это интерактивные уроки с виртуальными персонажами, которые задают вопросы пользователю и проявляют различные реакции в зависимости от выбранного ответа. Это позволяет разыграть реальные ситуации. Вебинары - трансляция записи экрана с видеокамерой. В отличие от уже записанного скринкаста, вебинар транслируется в реальном времени, поэтому больше похож на традиционный классный урок. Плюс этого формата в том, что во время трансляции зрители могут задать вопрос эксперту и тут же получить ответ. Вебинары не требуют установки дополнительного ПО, так как проводятся на специальных веб-площадках [5]. Известно несколько моделей внедрения электронных ресурсов в процесс обучения биологии в общеобразовательной школе, в соответствии с которыми возможно строить смешанное обучение [1]: - модель № 1 «Смена рабочих зон» (осуществляется чередование деятельности для групп учащихся в рамках одного урока, например: часть класса делает опыты, другая - работает с электронными ресурсами на компьютерах, потом группы меняются); -модель № 2 «Автономная группа» (выделяется группа школьников с особыми образовательными потребностями, которые могут работать по своей программе как в классе, так и дома (в последнем случае для них организуются дополнительные консультации, в классе или дистанционно); - модель № 3 «Индивидуальная траектория» (подразумевает работу с отдельными учащимися, например при подготовке к предметной олимпиаде); - модель № 4 «Перевернутый класс» (предполагает предварительное знакомство обучающихся с теоретическим материалом по теме до урока, таким образом, освоение нового материала происходит в самостоятельной домашней работе ученика на основе электронных ресурсов, а отработка и закрепление - на уроке в классе). Большинство современных электронных средств обучения (например, мобильных приложений, онлайн-сервисов и веб-сайтов) можно использовать на разных этапах урока биологии (Quizziz, Kahoot, «Дети и наука», The Human Body, «Открытая биология»). Работа с данными приложениями способствует развитию творческих умений и повышению познавательного интереса к изучаемому предмету (Canva, Virtulab, The Human Body). Интересен тот факт, что наибольшим потенциалом для организации, например самостоятельной работы учащихся по биологии, по нашему мнению, обладают мобильные приложения “Kahоot”, “Plickers” [6]. Так, “Kahоot” - это онлайн сервис для осуществления обобщения, контроля и проверки знаний учащихся. Данный сервис позволяет создать и провести дидактические игры, онлайн викторины, опросы, тесты, марафоны знаний с быстрой обратной связью. Помимо текстовой формы на платформе допускается возможность дополнять вопросы яркими рисунками, а также видеофрагментами. Для работы с приложением “Kahоot” нужны смартфон или планшет учащегося на базе Android или iOS с установленным приложением или возможностью выхода в Интернет; компьютер учителя с выходом в Интернет; проектор; интерактивная доска, по возможности; PIN-CODE [6]. Итак, цифровизация оказала большое влияние на процесс обучения: по оценкам экспертов, российский рынок онлайн-образования должен вырасти до 53,3 млрд руб. к концу 2021 года (согласно данным исследования, проведенного компанией «Нетология групп»). Например, Digital-инструменты (цифровые инструменты) давно используются практически во всех образовательных направлениях [3]. Электронное обучение вообще и биологии в частности, интегрирует различные методы и формы учебного процесса и придает им качественно новый уровень. И если раньше электронное обучение рассматривалось только для поддержки традиционного процесса обучения, то сегодня ИКТ кардинально меняют саму систему биологического образования. По мнению А. В. Соловова, электронное обучение трансформируется из категории новых технологий в категорию новой образовательной парадигмы [4].}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/627}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/676}, }