PT - JOURNAL ARTICLE AU - Кушнир, Ф. Г. TI - Экологическое образование школьников в пространстве естественно-научного музея DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/626 AB - В условиях радикальных изменений, происходящих в современном обществе, закономерно возникает социальная потребность в компетентной, конкурентоспособной, творческой личности. Формирование компетентной личности выпускника школ - одна из ведущих идей поиска новой модели образовательной системы в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Включение в систему образования естественно-научных музеев позволяет реализовать их основную образовательную миссию - развитие личности человека музейными средствами, где музей выступает не как транслятор накопленных обществом культурных ценностей, а реализует свой потенциал в части создания новых компетентностей личности. Это отражает одну из актуальных проблем современного образования - проблему интеграции содержания, средств, методов и форм образовательной деятельности различных социальных институтов для формирования творческой, компетентной личности. Сегодня биологическое и экологическое образование характеризуется интеграцией естественно-научного, гуманитарного и прикладного знаний, а экологическая и биологическая культура становятся одной из сущностных характеристик человека. По оценке И. Н. Пономарёвой, ключевые компетентности в биологическом образовании, в свою очередь, ориентируют на фундаментальность предметных знаний, понимание научной картины мира, воспитание духовности, формирование экологической культуры, развитие деятельности и творческих способностей, развитие социальной активности [3]. В области музееведения и музейной педагогики учеными были разработаны теоретические основы современного музейного образования. Успешное усвоение учебного материала определяется использованием музейного предмета как главного средства музейного образования по схеме Н. И. Решетникова: осмотр - изучение - исследование - практическое действие [4]. Обосновано, что в основе зрительного восприятия экспозиции лежит теория музейной коммуникации, на основе которой Н. И. Михайловской была предложена следующая схема: зрительное восприятие - фиксация внимания - понимание - закрепление - воспроизведение образа [2]. Изучение практики работы учителей биологии показало, что проблема использования образовательных возможностей естественно-научных музеев является актуальной, но взаимодействие с музеями осуществляется эпизодически и не целенаправленно в связи с отсутствием специальных методик и методических рекомендаций. Сегодня не определены функции и возможности естественно-научных музеев в экологическом образовании школьников, не координируются совместные образовательные программы, недостаточно используется образовательный потенциал музеев. Современные естественно-научные музеи обладают специфическими образовательными возможностями (предметы естественно-научных коллекций, будучи объектами природы, требуют разработки стандартов научного описания, учитывающих потребности экспозиционеров и музейных педагогов). Музейный предмет как средство образования, дидактические принципы музейного образования, музейные методики и технологии позволяют формировать экологическую компетентность школьников на основе музейной коммуникации. Формирование биологической и экологической компетентности школьников возможно на основе разработанной модели методики, включающей блоки: целевой, содержательный, организационно-методический, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный. Она характеризуется многоуровневым проектированием образовательного процесса; оптимальным соотношением теоретической подготовки и практической деятельности; использованием музейного предмета как средства обучения; расширением видов деятельности обучающихся; разработкой системы заданий на основе музейных методик и технологий; отбором эффективных форм организации учебного процесса. Предлагаемая нами модель методики базируется на идее непрерывного музейного и экологического образования и является системой обучающих воздействий, цели которой диктуют выбор содержательных блоков, средств и методов обучения. Содержательный блок модели предполагает многоуровневое проектирование образовательного процесса: уровень общекультурной компетентности (7-11 лет), уровень функциональной грамотности (12-15 лет), профессионально ориентированный уровень (15-17 лет) [1]. Создание методического сопровождения для реализации процессуально-деятельностного компонента должно создавать условия для формирования компетентностей школьников: - освоение знаний о живой природе; - умение извлекать информацию из первоисточников - объектов (предметов) материального мира; - умение ориентироваться в окружающем мире и конструировать целесообразное поведение; - умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений окружающего мира; - экологическая, генетическая и гигиеническая грамотность [5]. Для того чтобы деятельность педагогов была направлена на формирование биологической и экологической компетентностей школьников, нами были выбраны и апробированы оптимальные, на наш взгляд, методы и формы работы, которые мы включили в организационно-методический компонент образовательной модели. Характерными чертами разработанной нами модели методики являются использование музейного предмета в качестве ведущего средства образования и внедрение музейных методик и технологий в процесс обучения. Важную роль при формировании биологической компетентности играют средства управления деятельностью учащихся. К ним мы относим задания по изучению музейных предметов и музейной экспозиции, которые являются специфическими, так как содержат способы выполнения действий или в целом умения через использование методик основных направлений музейной деятельности. Методика, обеспечивающая повышение общего уровня культуры школьников музейными средствами, соответствует дидактическим принципам музейного образования, учитывает особенности восприятия музейного предмета, включает систему заданий, формирующих умения самостоятельно извлекать информацию из музейного предмета, и включает в образовательный процесс практико-ориентированные и интерактивные формы работы [2]. Результаты реализации модели методики и разработанные методические материалы с учетом требований ФГОС (задания для учащихся, рекомендации по организации разнообразных форм музейно-образовательной деятельности для педагогов) успешно внедрены в практику работы школ и эффективно используются в процессе экологического образования школьников. На основе разработанной модели методики было построено экспериментальное обучение в рамках элективного курса «Моделирование и дизайн выставок экологического содержания», реализованы музейно-образовательные гранты, проекты и программы в рамках работы передвижного Музея природы Арктики и в образовательных учреждениях в 2005-2018 гг. [1]. Сегодня реализация музейно-экологических проектов начала осуществляться на базе музея Арктики им. Г. Я. Седова (ГБОУ школа № 336 Невского района Санкт-Петербурга). Образовательный процесс в музее мы связываем с основной образовательной миссией музея - развитие личности человека музейными средствами, где музей обновляет содержание образования (экологического, в частности) в условиях его модернизации в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.