В статье раскрываются социальные и организационно-педагогические условия, повлиявшие на развитие народного образования в Енисейской губернии начала ХХ в., а также дается характеристика социально-экономической ситуации региона означенного периода. На основе анализа историко-педагогической литературы выявлены общие тенденции распространения передового педагогического опыта в образовательной практике Енисейской губернии начала ХХ в. (на примере начальных учебных заведений). The paper reveals social and organisational-pedagogical conditions that influenced the development of public education in the Yenisei province of the early 20 th century. The author characterises he social and economic situation of the region in the mentioned period. Analysing the historical and pedagogical literature, the author distinguishes general tendencies of extension of the progressive pedagogical experience in the educational practice of the Yenisei province of the early 20 th century (by the example of primary educational institutions).
Лобанова О. Основные тенденции распространения передового педагогического опыта в образовательной практике енисейской губернии начала ХХ века. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;(81):235-242.
1. Андерсон О. А. Съезд учителей и учительниц в Сосновском училище, Красноярского уезда / О. А. Андерсон // Сибирская школа. - 1916.
2. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. - М., 1953.
3. Государственный архив Красноярского края. Фонд 3. Опись 1. Дело 105.
4. Государственный архив Красноярского края. Фонд 3. Опись 1. Дело 277.
5. Доклад А. В. Орочко о народном образовании // Енисейская губерния (труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности). - СПб.: Тип. И. Гольдберга, 1903.
6. Ким Е. В. Система образования в Енисейской губернии конца // XIX - начала ХХ вв.: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Красноярск, 2001.
7. Кондратьева В. Г. Из истории частных педагогических журналов второй половины XIX века / В. Г. Кондратьева // Педагогика. - 2002. - 2.
8. Лысенко Ю. Ф. Социально-экономическая география Красноярского края: Пособие в помощь учителям, студентам и учащимся школ / Ю. Ф. Лысенко. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997.
9. Помелов В. Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции со второй половины XIX в. по октябрь 1917 г. (На материалах Вятской губернии и сравнительном анализе проблемы соседних с ней регионах) / В. Б. Помелов: Дисс. … д-ра пед. наук. - М., 1998.
10. Сборник о земстве в Сибири: материалы по разработке вопроса на местах и в законодательных учреждениях. - СПб., 1912.
11. Сибирская школа. - 1916.
12. Сибирская школа. - 1917. - 2.
13. Федорова В. И. Очерки социально-экономического развития Енисейской губернии в пореформенный период / В. И. Федорова: Учеб. пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999.
14. Шнейдер А. Р. Сельские музеи и их роль в деле внешкольного образования / А. Р. Шнейдер // Сибирская школа. - 1916. - 1.