%0 %A Аганина, К. Ж. %A Какенова, Т. М. %A Мусиева, Н. %T Перспективы развития дополнительного экологического образования в республике Казахстан %D 2023 %X Экологические проблемы, ставшие новой социальной реальностью XXI века, показали, что их решение, наряду с уровнем экономического развития общества, зависит от экологической культуры всего социума. Последние десятилетия явились временем развития двух взаимосвязанных тенденций: обострения экологических проблем всей планеты и стремления к их правильному и ясному пониманию человечеством. На современном этапе развития человеческой цивилизации, востребовавшей новых знаний, новой морали, нового менталитета, новой системы ценностей, экологическое образование выполняет интегральную функцию в общем образовании. Образование должно опережать все остальные сферы хозяйственной деятельности человечества и иметь приоритет [1]. Оно в настоящее время представляет собой сложную систему, в качестве составных частей которой рассматриваются: знание экологических законов природы; деятельность по решению экологических проблем; ценностные отношения в ряду «человек - общество - природа». Вектор развития экологического образования направлен от системы ценностей окружающей среды к необходимым знаниям и умениям. Если усвоение методов деятельности происходит только спонтанно, навык остается недостаточно осознанным и обобщенным, и при переводе методов в новую ситуацию в будущей профессиональной деятельности могут возникнуть трудности [2]. Защита биологического разнообразия, продуктивное решение жизненно важных экологических проблем, с которыми сталкивается в современную эпоху мировое сообщество, во многом связано с успехом экологического образования и будущего воспитания. В этой связи на этапе модернизации образования в Республике Казахстан педагогические и социальные аспекты экологического образования и воспитания молодежи являются ключевыми. В 1998 году, следуя приоритетным направлениям «долгосрочной стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года», на государственном уровне была принята концепция экологического образования, разработанная совместно с Министерством образования и науки и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, в которой определены цели, задачи и основные направления деятельности по разработке и реализации экологически значимых национальных образовательных проектов. К сожалению, в Казахстане существуют серьезные экологические проблемы. Многие граждане оставляют после себя сотни килограммов бытового мусора и не понимают, какой вред они наносят природе, во многих семьях мало внимания уделяется экологическому воспитанию. А все начинается с раннего возраста, поэтому экологическое образование сегодня очень актуально. В Послании Президента РК Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года говорится: «…охрана окружающей среды и экологическое развитие - первоочередные вопросы для нашей страны. Этим вопросом занимается вся цивилизованная мировая общественность. Нам тоже нельзя оставаться в стороне от такой массовой тенденции. Поручаю правительству приступить к практической реализации мер по улучшению экологической ситуации. Следует утвердить долгосрочные планы по сохранению и эффективному использованию биологического разнообразия. В школах и вузах необходимо уделять достаточное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения» [3]. Экологическое образование базируется на формировании комплекса научных знаний и роста общественно-экологического мировоззрения, уровня культуры человека и общества в целом, совершенствовании нравственных качеств людей. Экологическое образование тесно связано с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами и направлено на знание структуры и функций экосистем, правовых и эстетических принципов, норм и правил экологического характера. В этой дисциплине обучающиеся учатся формировать свою точку зрения, воспринимать ее в новом статусе как объект нравственных, познавательных задач. Дополнительное образование является одной из важнейших подсистем непрерывного образования. Получение образования на протяжении всей жизни - один из параметров Болонского процесса. Данный параметр реализуется в университете путем оказания платных дополнительных образовательных услуг специалистам производства, преподавателям колледжей, профессорско-преподавательскому составу и обучающимся вуза [4]. В настоящее время актуальным является формирование нового типа общественного сознания, в основе которого лежит понимание духовнонравственного приоритета в решении проблем природопользования, неразрывной связи хозяйственной деятельности человека с локальными экосистемами, всей биосферой, ноосферой и самим человеком. Показателями новой системы образования является развитие понимания того, что путь к улучшению экологического состояния планеты, помимо экологических мероприятий, должен выполняться и через систему образования и воспитания. Экологическое равновесие восстанавливается только при внедрении в общество комплексной программы экологического образования. Особую роль в процессе экологического воспитания играет формирование адекватного мировоззрения современного человека, способность человека переосмыслить свое место в природе, воспитание чувства ответственности за свои поступки [5]. Решение экологических проблем всегда базировалось на научных знаниях о географической, физической, химической и биологической организации биосферы. Базовым принципом экологического образования является единство общества и природы, заявленное в учении В. И. Вернадского о ноосфере. Экологическое образование играет ведущую роль в формировании нового типа мировоззрения, актуализирует новое понимание проблем окружающей среды, способствует формированию заботливого и умного отношения к окружающему миру. Организация образовательной деятельности направлена не только на формирование системы научно-практических знаний, но и на утверждение гуманистических целей и проектов, обеспечивающих формирование ответственного отношения к природной и социальной среде, обществу в целом [6]. Для организации экологического образования детей необходимо реализовать несколько условий: первое условие - применение инновационных педагогических технологий (в области экологического образования дошкольников), а также высокого уровня образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам выстраивать процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества, и при этом без перегрузки для детей; второе условие - обогащение эколого-развивающей среды образовательной организации, наполнение которой позволяет ребенку саморазвиваться. Биоцентрический подход к методике воспитания дошкольников, внимание к биоэкологии и ее ведущим понятиям выдвинули необходимость создания конкретных условий для воспитания детей, главной особенностью которых является включение объектов живой природы в их жизненное пространство; третье условие - повышение качества экологического образования, новых подходов в управлении образовательным процессом. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, ученые-педагоги (и др.) рассматривают качество как социальную, психолого-педагогическую категорию и определяют новый подход к оценке качества системы образования: в своих исследованиях доказывают необходимость надежного диагностического подхода к оценке качества образования с учетом конечных результатов [7]. Проблема экологического образования молодежи должна позиционировать себя как самостоятельную сферу становления личности растущего человека, характерными чертами которой являются: новое представление о целях, задачах и показателях эффективности образования, ориентация на решение глобальных и региональных экологических проблем и задач, направленных на гуманизацию жизни общества. Также следует отметить, что в Казахстане действует сеть гимназий, лицеев, колледжей, школ экологического профиля, где проводятся спецкурсы по экологии, факультативы «Окружающий мир», «Здоровье и окружающая среда». Экологическое образование в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования осуществляется по следующим направлениям: - введение в специальности и профессии экологического профиля; - создание специализированных образовательных учреждений; - подготовки специалистов по вопросам промышленной и аграрной экологии; - разработка, внедрение и совершенствование экологических компонентов профессионального образования, учитывающих специфику конкретной профессии, и профессии. Средства массовой информации - радио, телевидение, печать - могут и должны играть важную роль в экологическом образовании. При осуществлении этой образовательной функции редакция и органы управления этими средствами массовой информации должны сотрудничать с соответствующими специальными, научными и образовательными учреждениями, занимающимися вопросами защиты и оздоровления окружающей среды [8]. Для формирования экологической компетентности будущих специалистов в условиях высшей школы, обладающей высоким уровнем социально-профессионально значимых качеств, нами предложена программа спецкурса, что усиливает экологические знания и «зеленые» навыки. Целью программы спецкурса является формирование экологической компетентности менеджеров сферы высшего образования. Задачи сформулированы следующим образом: - формирование экосистемного глобального мышления обучающихся; - осуществление выбора основных направлений работы по формированию компетенций личности; - изучение способов, форм и методов, видов деятельности по формированию экологической компетентности личности; - выявление психолого-педагогических особенностей развития экологической компетентности менеджеров сферы высшего образования. С учетом цели и задач программ нами разработаны содержение курса, материалы для самостоятельной работы магистрантов по формированию экологической компетентности будущих менеджеров образования. Таким образом, разработанные материалы дают возможность эффективной организации работы по совершенствованию экологической компетентности обучающихся. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/614