RT - SR - Electronic T1 - Шесть историй о модернизации системы развития экологической культуры подрастающего поколения SP - 2023-04-11 A1 - Алексеев, С. В. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/612 AB - Последним международным форумом в области образования в интересах устойчивого развития была Берлинская конференция, прошедшая 17-19 мая 2021 г. В Резолюции конференции обозначены некоторые положения, принципиально важные для рассмотрения тематики данной статьи: - обозначение ОУР как основополагающего компонента систем образования на всех уровнях; - интеграция принципов ОУР в образовательные программы и программы профессиональной подготовки всех уровней; - обозначение ключевой роли педагогов в продвижении принципов ОУР; - рассмотрение экологической проблемы изменения климата как приоритетного аспекта ОУР; - использование потенциала современных цифровых и экологически чистых технологий, и в образовании в том числе: • поощрение самостоятельности молодежи в качестве движущей силы перемен в поддержку устойчивого развития; • многосекторальное и многодисциплинарное сотрудничество в области ОУР; • мониторинг изменений в области ОУР в контексте общего мониторинга реализации Целей устойчивого развития и др. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802. В контексте обозначенных положений попытаемся обсудить шесть историй, которые, с нашей точки зрения, в настоящее время могут повлиять на эффективную реализацию Дорожной карты образования в интересах устойчивого развития. Первая история связана с повышением уровня мировоззрения как педагогов, так и школьников. В работах философов ( И. Т. Фролов, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, Л. Ф. Ильичев, В. Г. Панов и др.) мировоззрение рассматривается как система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, на основе которой формируются жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, основанное на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру; религиозное, основанное на вере в сверхъестественные силы; философское, базирующееся на таких чертах, как логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. С точки зрения структуры мировоззрения на современном этапе его развития говорят об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения. Ориентация на формирование гуманистического философского (научного) мировоззрения представляется для современного этапа развития образования наиболее перспективной и востребованной. Именно на формирование такого типа мировоззрения и будет нацелен мировоззренческий спецкурс «12 уроков для 21 века» [7]. Вторая история направлена на интеграцию экологического образования и экологического просвещения, приводящую к появлению «эффекта двойного воспитания». Контент-анализ трактовок «экологическое образование» и «экологическое просвещение» в принятых в настоящее время законах об экологическом образовании и просвещении позволяет выделить следующие ключевые слова: Экологическое образование: экологическое воспитание, экологическое обучение, развитие личности. Экологическое просвещение: воспитание бережного отношения к природе как ценности, распространение (пропаганда) экологических знаний; информирование (о состоянии окружающей среды; об использовании природных ресурсах; об экологическом законодательстве) [3]. Разумная интеграция экологического образования и экологического просвещения приводит к «эффекту двойного воспитания», усиление воспитательной среды в образовании и просвещении [8]. Третья история связывается с интеграцией лучших практик отечественного и зарубежного опыта экологического образования и образования в интересах устойчивого развития. На заседании Всероссийского экспертного педагогического совета И. В. Зубрилина представила уникальный опыт образования в интересах устойчивого развития, активно реализуемый в Республике Беларусь https://www.youtube.com/watch?v=UAiyX4bogGE. Ряд направлений, представленных в выступлении, осуществляется и в ряде регионов Российской Федерации (например, в Санкт-Петербурге!), а ряд инициатив еще требуют своего осмысления и внедрения в практику российского экологического образования и просвещения. Четвертая история ассоциируется с усилением экономической и социальной составляющих в экологическом образовании в интересах устойчивого развития. По сути дела, данная история связывается с широко используемым в последнее время понятием «образовательная экосистема». Образовательная экосистема (ОЭ) - искусственная экосистема, обеспечивающая качество жизни субъектов образования, и качество образовательной среды. • Экологический аспект ОЭ: «озеленение» программ, формирование экологического стиля жизни, «зеленые индикаторы» образовательной среды, инновационные технологии и др.; • Экономический аспект ОЭ: зеленая экономика, экономика знаний, инновационный характер управления, венчурные проекты в области развития образования, инновационные технологии и др.; • Социальный аспект ОЗ: безопасный и здоровьесозидающий характер, комфортность условий, открытость и коммуникативность, корпоративность и персонализация, инновационные технологии и др. Образовательная экосистема (ОЭ) может рассматриваться как целостность сопряжения цифровой платформы и живого взаимодействия субъектов образования, обеспечивающая качество жизни субъектов образования, и качество образовательной среды, за счет разнообразия и многообразия темпов и ритмов образовательных процессов и сетевой структуры их составляющих [1]. Пятая история ориентирована на расширение технологического поля экологического образования, включая широкий веер цифровых технологий. В настоящее время веер технологий формирования экологической культуры, культуры устойчивого развития достаточно широк и с каждым днем все больше расширяется, за счет цифровых технологий в первую очередь. Усиленное внимание на использование цифровых технологий в экологическом образовании сталкивается с проблемой методической подготовки учителей к их использованию в образовательном процессе. В мае 2020 года было проведено исследование проблем, возникших в образовательном процессе во время вынужденного перехода на дистанционный режим обучения. В исследовании приняли участие 337 педагогов, 199 учащихся и 171 родитель. Результаты исследования представлены в табл. 2. Исходя из результатов исследования, только 0,59 % педагогов были полностью готовы использовать цифровые технологии в обучении (не испытывали проблем). Подавляющее большинство учителей испытывали определенные трудности в областях технического обеспечения (73,00 %), подготовки образовательного контента в цифровом виде и проведении занятий (85,16 %), коммуникации с учениками (32,64 %) [9]. Шестая история рассматривается в контексте оценки прогнозируемого результата - формирования высокого уровня экологической культуры. В 2018 году в Санкт-Петербурге проводилось социально-педагогическое исследование уровня экологической культуры населения, включая, школьников, студентов и взрослого населения. Результаты исследования констатируют удовлетворительный (средний) уровень сформированности экологической культуры петербуржцев. В 2020 году во время проведения всероссийского Экодиктанта была зафиксирована высокая активность и заинтересованность подрастающего поколения в осмыслении и решении экологических проблем. В 2021 году запланирована системная работа по оценке результатов Экодиктанта. Экологическая культура в большинстве научных исследований рассматривается как целостность таких компонентов, как: n экологические знания (естественно-научные, социогуманитарные, технические и др.); n экологическое мышление (способность установления причинноследственных, вероятностных, прогностических и других видов связей); n экологическое сознание (совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты (В. А. Ясвин); n экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического сознания и мышления в повседневную норму поступка; n культура чувств - моральный «резонанс», сочувствие, переживание, благоговение перед жизнью (по А. Швейцеру) [2]. Вектор на становление образования в интересах устойчивого развития инициирует проблему трансформации экологической культуры в культуру устойчивого развития. Культура устойчивого развития может рассматриваться как способность человека к повышению качества своей жизни в создаваемой им благоприятной окружающей среде. В качестве критериев оценки пограничных областей становления устойчивого развития можно выделить следующие направления: - социум - экология: социально-экологическое направление; - социум - экономика: социально-экономическое направление; - экология - экономика: эколого-экономическое или экономикоэкологическое направление в зависимости от доминирующего подхода. И наконец, целостное направление оценки: социо-эколого-экономическое направление - направление устойчивого развития [4]. Таким образом, можно сделать следующие ключевые выводы по дальнейшему развитию системы формирования экологической культуры: 1. Расширение образовательного пространства формирования экологической культуры за счет включения в него метапредметных (надпредметных), мировоззренческих вопросов и идей, гуманитарного познания окружающей среды [6]. 2. Эффект «двойного воспитания», являющийся результатом системной интеграции экологического образования и экологического просвещения. 3. «Экология в цифре» - так условно можно назвать перспективный проект широкого внедрения цифровых технологий в систему экологического образования и просвещения подрастающего поколения. 4. Расширение тематики и форм организации всероссийских и международных проектов в области экологического образования и просвещения, и в первую очередь в области попытки оценки уровней экологической культуры на всех ступенях непрерывного образования, начиная с детского сада и заканчивая неформальным образованием. 5. Активная включенность экологического образования и просвещения в российское и европейское движение по достижении 17 Целей устойчивого развития к 2030 году.