@article{Азизова2023-04-11, author = {И. Ю. Азизова}, title = {Обновление учебного содержания по биологии как условие формирования представлений учащихся о современной научной картине мира}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Содержание учебного материала по биологии должно предусматривать обобщение обширных фактических сведений (в виде законов функционирования живых систем, главных теорий, биологических учений, концепций) как базы для осмысления обучающимися современных представлений науки о жизни, формирования целостной панорамы научного видения мира. Данные сведения составляют основу научной картины мира и фундамент для построения его модели как приоритетного результата естественно-научной подготовки выпускников общеобразовательной школы. При обучении биологии такая работа возможна на основе ознакомления учащихся с новыми взглядами на систему органического мира, которые во многом противоречат сохраняющимся в учебниках сведениям. Сейчас биология по-другому трактует таксономические единицы (животных, растений, грибов), за ними остался только биологический смысл, и он не соответствует таксономическим названиям крупных групп, включая царства и отделы. Так, царство грибов не таксономическая категория, а сборная полифилетическая группа, которая характеризуется мицелиальным телом и способностью поглощать питательные вещества и воду всей поверхностью. Простейшие (протисты) также не являются монофилетической группой организмов. Современная биология перестала рассматривать подвижность в качестве критерия выделения царства животных в перечне царств; например, хламидомонада, считающаяся одноклеточным растением, подвижна. Миксотрофия также перестала рассматриваться как критерий отнесения организмов не к растениям (та же хламидомонада - миксотроф). Во многих учебниках и пособиях до сих пор дается неверное определение прокариот как одноклеточных организмов, хотя науке известны многоклеточные цианобактерии (например, носток, осциллятория - не колониальные, а многоклеточные организмы, тело которых имеет вид нити). Современная биология упразднила понятие «низшие растения», которое продолжает фигурировать в учебниках и пособиях (к низшим традиционно относят водоросли) - научные отрасли, которые занимаются изучением этой разнородной группы, разделились на альгологию и микологию. Понятия нуждаются контексте, в рамках которого они используются. Так, в учебниках биологии понятие «ненаследственная изменчивость» неоправданно употребляется в контексте целесообразности (адаптирует к условиям внешней среды). Смысл данного понятия меняется при более тесном знакомстве с данным явлением. Интересные примеры относительности любой модификации приводит в своей книге Б. М. Медников [5]: - Водное растение стрелолист имеет в воздухе над водой стреловидные листья и подводные лентовидные. Но если данное растение вырастить на суше, но при ослабленном освещении, у него в воздухе разовьются не стреловидные, а лентовидные листья. - При засухе многие растения образуют ксерофитные, засухоустойчивые листья. Но такие же листья возникают, если растение поставить в очищенную от минеральных солей (дистиллированную) воду. - Если добавить в среду, на которой развиваются личинки дрозофилы, ион бора, развиваются безглазые мухи (eyeless), жизнеспособность которых понижена, по сравнению с нормальными, при этом второе поколение на обычной среде возвращается к прежнему типу. В построении содержания учебников и программ есть определенные дидактические нестыковки. Так, например, грибы изучаются в связке с растениями, поэтому, исходя из дидактической задачи, свойства грибов определяются на основе сравнения со свойствами растений. Считаем данный подход неверным, так как у учащихся может возникнуть ложное представление, что грибы ближе к растениям, чем к животным (грибы можно охарактеризовать как «сестринскую» группу по отношению к животным, но никак не к растениям, они от растений стоят так же далеко, как и животные). На обсуждение учащихся следует выносить сложные вопросы биологии, требующие ответов определенной глубины и обеспечивающие тренировку навыка порождения смыслов и их ранжирования, так как целостная картина мира, по мнению Ю. Н. Караулова, формируется лишь на основе установления иерархии смыслов для отдельной личности [4]. Профессор Р. М. Грановская отмечает, что чем сложнее становится представление о мире, тем больше энергетических затрат требует поддержание Модели Мира. Личность тратит много энергии на создание и закрепление своего символического образа мира. По мере развития и обучения мир представляется человеку все более сложным, детали приобретают однозначность, их становится все больше и, соответственно, возрастает количество связей. С ростом образования и накопления собственного опыта подобная дифференцированность прогрессирует, повышая сложность Модели Мира [3]. В биологической науке концепциями, способствующими повышению сложности Модели Мира и требующими пересмотра фундаментальных представлений о нем, становятся синергетическая, холистическая и коэволюционная концепции, трансформирующие модус всего естественнонаучного образования. По мнению философа Н. З. Алиевой, в онтологию современного естественно-научного образования должны войти синергетические понятия: «бифуркация», «нелинейность», «аттрактор», «динамический хаос», «неустойчивость», «параметры порядка» и др., образующие узлы новой категориальной сетки [2]. Поэтому в обновленном содержании школьного курса биологии нам видится необходимым применение следующих понятий (более подробно понятия курса биологии, рекомендуемые к использованию при формировании представлений обучающихся о современной научной картине мира, представлены в монографии И. Ю. Азизовой [1]): - Тема «Строение, индивидуальное развитие, эволюция» (7-й класс): «Фрактальная природа колонии», «Социальные» животные», «Коэволюция животных и растений»; - Тема «Эволюция органического мира» (11-й класс): «Самоорганизация», «Нелинейность», «Коэволюция систем», «Универсальный (глобальный) эволюционизм», «Скачкообразный самопроизвольный переход систем к упорядоченному движению», «Скачкообразное видообразование», «Точка бифуркации»; - «Основы экологии» (11-й класс): «Популяционные, межпопуляционные и межвидовые взаимоотношения», «Поток энергии в экосистеме», «Обмен веществ и информации в экосистеме», «Гомеостаз экосистемы», «Саморегуляции природных систем», «Нелинейность процесса развития экосистем», «Хаос»; «Биосфера - единая, открытая неравновесная, саморазвивающаяся система планеты Земля» и др. Работа с данными понятиями и дидактическими единицами закрепляет новый образ картины мира, пополняет запас знаний, делающий доступным понимание поступающей информации в разрез с прежними смысловыми стереотипами и в соответствии с новой значимостью для личности.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/611}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/660}, }