RT - SR - Electronic T1 - Изменения в методике преподавания биологии в связи с влиянием феномена визуализации SP - 2023-04-11 A1 - Андреева, Н. Д. A1 - Аранова, С. В. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/609 AB - Один из вопросов, который сегодня стоит перед методиками обучения предметам в школе - с помощью каких методов, приемов и средств обучения возможно развить познавательные учебные действия. Сегодня школьник перегружен информацией разного рода, которая поступает к нему в виде рисунков, картинок, видео, а также диаграмм, схем и таблиц. Весь этот визуальный контент содействует формированию у учащихся потребности ориентироваться на более легкие и быстрые способы усвоения информации, и находить ее в огромном объеме текстового материала больше нет острой необходимости. В первую очередь, это связано с информатизацией общества, образования и жизни в целом, а значит, учащиеся все больше ориентируются на зрительное восприятие информации. Именно поэтому неотъемлемой характеристикой процесса обучения в школе становится использование визуальных элементов, в том числе видео, фотографий, рисунков, таблиц, структурно-логических схем, виртуальных экскурсий, которые в значительной степени не только обеспечивают наглядность, но и содействуют систематизации и обобщению учебного материала. Развитию у учащихся познавательных учебных действий при обучении биологии способствует применение таких приемов, как: - сравнение объектов, выявление их свойств - общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные; - моделирование объектов, процессов, явлений; - использование знаково-символической записи понятий; - анализ и синтез свойств и характеристик объектов; - использование индуктивного умозаключения; - выведение следствий из определения понятия. Для развития познавательных учебных действий целесообразно также использовать задания, предполагающие: - заполнение и составление схем, таблиц и графиков; - поиск допущенных ошибок в схемах, таблицах, диаграммах, графиках и рисунках; - выявление части текста, где приводится информация об объекте, изображенном на рисунке; - составление вопросов по прочитанному тексту, рассмотренному рисунку, изученному графику; - умение составлять свое мнение по увиденному, прочитанному; - умение перевести прочитанный текст в символы, структурировать в систему или последовательность символов [4]. В связи с этим визуальное содержание является важной составляющей процесса обучения и соответственно с этим - компонентом современного школьного учебника. Актуальность совершенствования школьных учебников сегодня определяется развитием функций визуальных компонентов содержания, а именно наличием проблем, ставящих под сомнение активную образовательную роль наглядности в учебниках: • преобладание «пустых» иллюстраций, не несущих учебной, коммуникативной нагрузки; • отсутствие методики работы с иллюстрацией в общеобразовательной школе; • «статичность» иллюстраций, предсказуемость их расположения в книгах; • скупость комментариев к ним [1]. Особенности применения визуального компонента современного учебника более подробно рассмотрим на примере учебника биологии для 10- 11-х классов [2]. Визуальный компонент учебника содержит рисунки, схемы, таблицы, включенные в учебник, которые обеспечивают: - наглядность восприятия учащимися биологических объектов, процессов; - отражение процессов роста и развития, размножения, этапов фотосинтеза и биосинтеза белка, деления клетки (митоз и мейоз), гаметогенеза и онтогенеза и др.; - раскрытие закономерностей наследования и изменчивости. При разработке визуальных элементов учебника было учтено, что рисунки должны отражать: - структуру объекта на разных уровнях организации живых систем; - части целого и их связи; - процессы и их этапы, последовательность и взаимосвязь. Визуальные элементы учебника разнообразны и включают рисунки, в том числе схемы и фотографии, биологических объектов и процессов; оборудование для биологических исследований (в историческом ракурсе). Относительно новые визуальные элементы, способствующие правильному восприятию и пониманию учащимися структур на электронно- микроскопическом уровне, - это схемы строения и микрофотографии, расположенные в соотношении друг к другу (например, органоиды клетки, ядро, яйцеклетка и сперматозоид). Для лучшего понимания учащимися сложных процессов, происходящих на микроскопическом уровне, рисунки рассматриваются синхронно с текстом параграфа (в тексте представлено объяснение с использованием фактов, аргументов и ссылок на рисунок). Развитию умений учащихся добывать информацию на основе рисунков, схем и таблиц учебника содействует использование соответствующих вопросов и заданий: - Изучите рис. 2 и объясните особенности строения молекулы ДНК. - На основе текста § 11 составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика строения клеток грибной, растительной и животной». - По рис. 14 составьте рассказ об этапах фотосинтеза. Объясните сущность этого процесса. - Изучите рис. 21 и 22, иллюстрирующие эволюцию процесса газообмена у животных. В дополнительной литературе и ресурсах Интернета найдите информацию по данной теме и подготовьте сообщение или электронную презентацию. - По рис. 23 составьте сообщение об особенностях бесполого размножения. Чем характеризуется половое размножение? Выявите и перечислите особенности полового и бесполого размножения. - Рассмотрите рис. 31 и определите черты приспособленности изображенных на нем организмов к обитанию в водной среде. - Проанализируйте взаимосвязи между структурными компонентами биогеоценоза (см. рис. 41). - Назовите виды агроценозов, изображенных на рис. 46. Охарактеризуйте эти агроценозы, определите причины их неустойчивости. - Используя рис. 52, охарактеризуйте процессы, обеспечивающие круговороты углерода и азота в природе. Определите роль живых организмов в этих процессах. Применение рисунков, фотографий актуально в целях ориентации учащихся в системе моральных норм и ценностей на основе эмоционального и эстетического восприятия природы. Формированию у учащихся умений работать с учебником и его визуальным компонентом, логично излагать материал, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы содействует организация деятельности учащихся по составлению и анализу структурнологических схем. Структурно-логические схемы представляют собой способ графического отображения информации, в котором наглядно представлены связи ее отдельных элементов. Отображение изучаемого материала при помощи структурно-логических схем способствует систематизации знаний и пониманию учащимися взаимосвязей между отдельными понятиями, элементами, из которых состоят изучаемые сложные объекты и т. п. Многообразие и классификация изучаемых объектов могут быть легко представлены в виде подобных схем. Рассмотрим отдельные примеры применения структурно-логических схем (они системно представлены в методическом пособии к учебнику) [3]. При изучении уровней организации живой природы целесообразно использовать схему, отражающую проявление свойств живой материи на каждом из уровней, а также схему, раскрывающую суть основных свойств живого; содержание химических элементов в клетке; функции неорганических веществ в клетке; углеводы, липиды; белки (структура, структурные уровни организации белка, свойства и функции белков) и др. К каждому уроку в данном методическом пособии разработаны логические схемы, которые можно также использовать при мультимедийной демонстрации. Огромное образовательное значение имеет обучение школьников самостоятельному созданию визуального контента. Например, при изучении текста учебника учащимся предлагается задание по составлению логической схемы учебного материала, наглядно отражающей ход процесса, описание эксперимента, суть теории и этапы ее создания. Такими схемами могут быть: план эксперимента Г. Менделя. Достаточно сложный для понимания учащимися материал об эволюции живой природы может быть представлен четко и ясно с помощью логических схем, которые школьники составляют самостоятельно, а затем сверяют с представленными в методическом пособии: представления о происхождении жизни; эволюционное учение Ж. Б. Ламарка; основные положения учения Ч. Дарвина; этапы формирования классического дарвинизма и его кризис; этапы формирования синтетической теории эволюции; эволюционный процесс (макроэволюция и микроэволюция) и многие другие.