Статья

Способы введения и определения темы в русском языке и стратегии носителей языка в ее определении (экспериментальное исследование)

Е. Грудева
2008

Как известно, вычленение темы высказывания (в терминах актуального членения предложения) является важным шагом в процессах речепорождения и речевосприятия. Русский относится к языкам, в которых нет регулярных формальных показателей темы высказывания, в силу чего в русистике отсутствуют и четкие критерии выделения последней. Статья посвящена анализу экспериментальных данных, связанных с изучением стратегий носителей русского языка в определении темы высказывания в текстах разного типа. Показано, что ведущими стратегиями в определении темы высказывания являются стратегия выбора подлежащего, позиционная стратегия и стратегия отказа от выбора местоимений на роль темы. Выбор той или иной стратегии может быть обусловлен типом текста: так, для разговорного текста в числе ведущих стратегий оказываются стратегия отказа от выбора местоимений на роль темы и стратегия выделения наиболее информативного слова, а для научного текста - стратегия выбора подлежащего. As is well known, the identification of sentence topics (themes in terms of Functional Sentence Perspective) is an important step in speech production and speech perception. Russian belongs to the languages in which there are no regular formal exponents of the theme of the utterance, owing to which there exist no reliable criteria of identifying the latter. The paper presents some experimental data concerned with strategies used by Russian native speakers in identifying the theme of the utterance in texts of different types. The leading strategies in identifying the theme of the utterance are shown to be that of choosing the subject, a positional strategy and a strategy of non-choosing pronouns for the role of the theme. The choice between the strategies can depend on the text type: thus, for a colloquial text the prevailing strategies include a strategy of refusing to choose a pronoun for the role of the theme and a strategy of picking out the most informative word, while for a scientific text the strategy of picking out the subject figures most prominently.

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник