Статья

Культ Умай в традиционной культуре бурят

Д. Николаева
2008

Автор полагает, что в процессе этно- и культурогенеза бурят в бурятской культуре сохранились представления о божестве Умай, отражающие наличие двух типов культур - восточно-азиатского и западно-азиатского. Согласно первому типу местом локализации божества Умай является н и з - Земля, пещера, береговая расщелина. Следствием этого были актуальны культ Земли-Воды, а также тайги и дерева. Второй тип культуры связывает божество с верхом - Солнце, вследствие чего почитались его аналоги - золото, свет, сияние и огонь домашнего очага. Таким образом, в бурятской культуре семантика порождающего божества Умай выступает не только в качестве ритуального символа через апелляцию к мифу творения; в качестве медиатора между мирами; и хранилища жизненной субстанции людей, животных, природы, но и в качестве этнодифференцирующего маркера. The ideas about the deity Umay have been preserved in the process of ethno- and cultural genesis of the Buryat people in the Buryat culture. The author of the article supposes that these ideas reflect the existence of the two culture types - East-Asiatic and West-Asiatic ones. According to the first type, the localisation place of the deity Umay is the base - the Earth, a cave or a coast crevice. Therefore the cults of the Earth, water, taiga and wood were relevant. The second culture type connects the deity with the height - the Sun. That is why its analogues were honoured - gold, light, radiance and home-fire. Thus, the semantics of the bearing deity Umay acts in the Buryat culture not only as a ritual symbol through the appeal to the myth of creation, as a mediator between the worlds and as a depository of the vital substance of people, animals and nature, but also as an ethnodifferentiating marker.

Николаева Д. Культ Умай в традиционной культуре бурят. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;(62):108-113.
Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник