Автор полагает, что в процессе этно- и культурогенеза бурят в бурятской культуре сохранились представления о божестве Умай, отражающие наличие двух типов культур - восточно-азиатского и западно-азиатского. Согласно первому типу местом локализации божества Умай является н и з - Земля, пещера, береговая расщелина. Следствием этого были актуальны культ Земли-Воды, а также тайги и дерева. Второй тип культуры связывает божество с верхом - Солнце, вследствие чего почитались его аналоги - золото, свет, сияние и огонь домашнего очага. Таким образом, в бурятской культуре семантика порождающего божества Умай выступает не только в качестве ритуального символа через апелляцию к мифу творения; в качестве медиатора между мирами; и хранилища жизненной субстанции людей, животных, природы, но и в качестве этнодифференцирующего маркера. The ideas about the deity Umay have been preserved in the process of ethno- and cultural genesis of the Buryat people in the Buryat culture. The author of the article supposes that these ideas reflect the existence of the two culture types - East-Asiatic and West-Asiatic ones. According to the first type, the localisation place of the deity Umay is the base - the Earth, a cave or a coast crevice. Therefore the cults of the Earth, water, taiga and wood were relevant. The second culture type connects the deity with the height - the Sun. That is why its analogues were honoured - gold, light, radiance and home-fire. Thus, the semantics of the bearing deity Umay acts in the Buryat culture not only as a ritual symbol through the appeal to the myth of creation, as a mediator between the worlds and as a depository of the vital substance of people, animals and nature, but also as an ethnodifferentiating marker.
Николаева Д. Культ Умай в традиционной культуре бурят. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;(62):108-113.
1. Скрынникова Т. Д. Семантика керексура // История и археология Дальнего Востока. К 70-летию Э. В. Шавкунова. - Владивосток, 2000. - С. 61-69.
2. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). - Улан-Удэ, 2001
3. Бергатаев Т. А. Культ богиниматери и огня у монгольских племен// Советская этнография. - 1973. - № 6. - С. 120-125
4. Галданова Г. Р. Структура традиционной бурятской свадьбы // Традиционная культура народов Центральной Азии. - Новосибирск, 1986. - С. 131-159.
5. Скрынникова Т. Д. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов. - Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). - М.; Улан-Удэ, 1998. - Вып. 3. - С. 106-161; Скрынникова Т. Д. Локативный код в традиционной культуре монголоязычных народов // Проблемы культурологического образования: этно-региональные аспекты. - М.; Улан-Удэ, 2002. - С. 153-170.
6. Галданова Г. Р. Закаменские буряты. - Новосибирск, 1992. - С. 36.
7. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 36-38.
8. Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. - Новосибирск, 1989. - С. 205.
9. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 37.
10. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. -С. 38
11. Мифы народов мира. - М., 1982. - Т. 2. - С. 311.
12. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 36.
13. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). - Улан-Удэ, 2001. - С. 20.
14. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 38,39.
15. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 41.
16. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят. - М.; Улан-Удэ, 2001. - С. 179-186.
17. Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. - Улан-Удэ, 1959. - С. 147-148.
18. Скрынникова Т. Д. Локативный код в традиционной культуре монголоязычных народов. - Проблемы культурологического образования: этно-региональные аспекты. - М.; Улан-Удэ, 2002. - С. 153-170.
19. Сагалаев А. М. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей) // Мировоззрение финно-угорских народов. - М., 1990. - С. 31-32.
20. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 37.
21. Батоева Д. Б. Очаги огонь в обряде «испрашивания» сульдэ ребенка // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: Материалы II Международного научного симпозиума. 28 июня - 5 июля. - Улан-Удэ, 1998. - С. 130-133.
22. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 60.
23. Бергатаев Т. А. Культ богини-матери и огня у монгольских племен // Советская этнография. - 1973. - № 6. - С. 120.
24. Банзаров Д. Собрание сочинений. - М., 1955. - С. 75-76.
25. Цыбиков Г. Ц. Собр. соч.: В 2 т. - Новосибирск, 1991. - Т. 2. - С. 162; Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 33.
26. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск, 1987. - С. 33.
27. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. - Новосибирск, 1987. - С. 255.