Глава книги
Использование виртуальных обучающих курсов в преподавании общей и неорганической химии
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения химии является насущной и объективной потребностью, необходимой для соответствия образовательной системы требованиям современного информационного общества. ИКТ широко используются в системе организации высшего инженерного образования как на этапе обучения студентов, так и на этапе контроля знаний. На кафедре неорганической химии им. проф. Н. С. Ахметова Казанского национального исследовательского технологического университета для организации образовательного процесса студентов разных направлений обучения по дисциплине «Общая и неорганическая химия» разработан и уже в течение ряда лет успешно функционирует виртуальный курс на платформе МооШе (https://moodle.kstu.ru). Эта бесплатная платформа доступна всем авторизованным пользователям и регулярно обновляется. Построенный курс позволяет полностью обеспечить такие виды деятельности, как самостоятельная работа студентов и проверка знаний обучающихся. Для подготовки к занятиям предлагается использовать видеолекции ведущих преподавателей кафедры, которые в настоящий момент в рамках проекта «Развитие дистанционного образования» программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в котором участвует университет, записываются на профессиональном уровне. Также в курсе выложены конспекты лекций, методические рекомендации к занятиям, примеры решения заданий, описания лабораторных работ, которые также планируется перевести в профессионально выполненные видеозаписи. Преимущества обучения с использованием перечисленных ресурсов состоят в том, что обучающиеся сами выбирают удобное время для работы, могут просматривать тематические материалы нужное количество раз без ограничений, пользуясь курсом как электронной библиотекой, имеющей все нужные для работы материалы. Также, используя тематические тесты, студенты могут проводить самоконтроль, а преподаватели - промежуточный и итоговый контроль полученных обучающимися знаний. Однако дистанционные курсы, какой бы широкой информацией по предмету они не были наполнены, не следует рассматривать как полноценную альтернативу очному образованию - непосредственной работе с преподавателем, разбору заданий в группе, а тем более работе студентов в лаборатории с химической посудой и реактивами. Химия - экспериментальная наука, и не подвергается сомнению то, что будущие инженеры-химики должны получить начальные навыки работы в химической лаборатории на первом курсе обучения, чтобы уметь решать более сложные практические задачи на старших курсах при изучении специальных профессиональных дисциплин.