%0 %A Панин, Р. В. %A Шевельков, А. В. %A Горбунова, В. В. %A Вахрушев, А. Ю. %T Особенности проведения письменных общекурсовых контрольных работ в очном и дистанционном форматах %D 2023 %X Использование различных форм контроля знаний студентов дает возможность получить наиболее объективную картину усвоения материала обучающимися. Одним из наиболее важных способов является проведение письменных общекурсовых контрольных работ. К преимуществам такого формата относятся: 1) возможность одновременного унифицированного контроля знаний студентов различных учебных групп; 2) непосредственная подготовка к проведению семестрового экзамена, который также проходит в письменном формате; 3) формирование у студентов навыков быстрого самостоятельного решения задач без использования дополнительных источников информации; 4) «обратная связь» и оценка эффективности различных компонентов учебного процесса (лекций, семинаров, практических занятий) в учебных группах и в целом на курсе. В учебном плане по неорганической химии для студентов первого курса химического факультета МГУ предусмотрено 4 контрольных работы в семестре, таким образом, интервал между работами составляет 4 недели. Содержание каждой работы и разбалловка по задачам заранее обсуждается и утверждается методической комиссией кафедры из числа наиболее опытных преподавателей. Каждая контрольная охватывает определенный блок материала семестра. За неделю до даты проведения контрольной для студентов проводится консультация, на ней обозначается круг вопросов, на которые рекомендовано обратить наибольшее внимание в процессе подготовки. Контрольная проводится одновременно для студентов всех групп (в часы поточной лекции) и длится одну учебную пару. При очном написании, как правило, предусматривается 4 равноценных варианта, при дистанционном до 10, причем варианты в дистанционном формате заранее распределяются между студентами по определенному алгоритму. При дистанционном проведении работы по окончании написания студенту предоставляется дополнительное время для переведения бумажного варианта в графический файл и его загрузки в личный кабинет на сайте дистанционного обучения факультета. Во время написания студентам запрещается пользоваться любыми дополнительными источниками информации. Проверку работ осуществляет комиссия из числа преподавателей кафедры. Каждый преподаватель проверяет решение одной задачи (как правило, составленной при его участии) у студентов всего курса. При дистанционном написании проверка производится аналогичным образом, но путем написания комментариев непосредственно в загруженный учащимся файл. По окончании проверки (как правило, через неделю) проводится показ работ с участием проверяющих преподавателей, которые выступают с краткими сообщениями, иллюстрирующими рекомендованный алгоритм решения и типичные ошибки студентов. При дистанционном формате данное мероприятие проходит в режиме онлайн- конференции. Максимальная оценка каждой контрольной составляет 25 рейтинговых баллов, что в итоге дает 100 баллов за семестр (40% от общей суммы баллов, которые студент может набрать в семестре за все компоненты обучения). Если суммарный балл студента за контрольные в семестре превышает 80% от максимума, то он может претендовать на получение оценки «отлично», а если свыше 65%, то «хорошо» при условии успешного выполнения всех остальных пунктов учебного плана. Аналогичный формат реализуется и при проведении экзамена по неорганической химии с той лишь разницей, что продолжительность его написания составляет 3-4 астрономических часа. Наша система общекурсовых письменных контрольных работ по неорганической химии постоянно адаптируется к изменениям учебного плана и формата проведения занятий. В частности, она показала свою универсальность, эффективность и объективность во время двухлетнего периода работы в смешанно-дистанционном формате, связанным с ковидными ограничениями. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/533