TY - JOUR T1 - Геймификация обучения химии в высокотехнологичной образовательной среде как способ преодоления познавательных барьеров студентов нехимических направлений AU - Корсакова, Е. А. AU - Байчурин, Р. И. AU - Вахрушев, А. Ю. Y1 - 2023-03-27 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/529 N2 - В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в ВУЗе является использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий. Как подчеркивается в статье , интерактивное обучение не требует создания принципиально новых организационных форм, но способствует более интенсивному взаимодействию учащихся с различными элементами образовательной среды, приводящего к освоению новых компетенций и получению знаний. Благодаря этому внедрение интерактивных форм при проведении аудиторных занятий, а также в самостоятельную работу, позволяет решить актуальные проблемы обучения студентов. В результате опроса студентов нехимических направлений естественнонаучного профиля, были выявлены такие проблемы как: 1) недостаток знаний о первоначальных химических понятиях по причине отсутствия в школе учителя химии; 2) неумение работать с текстовым материалом (в том числе и табличным) и большим объемом информации; 3) отсутствие мотивации к изучению предмета в связи непониманием вклада химии в их будущую профессиональную деятельность; 4) небольшое количество часов, выделенных для изучения предмета. Барьеры, с которыми сталкиваются студенты, ещё недавние школьники, это барьеры предыдущего познавательного опыта, связанные с недостатком химического довузовского образования. По классификации барьеров, приведённой в статье , наши студенты сталкиваются в основном с дидактическими и мотивационными барьерами. Решение этих задач - большой вызов для преподавателей высшей школы. Для преодоления барьера недостатка знаний о первоначальных понятиях в нашем эксперименте были использованы приемы геймификации. До внедрения данной технологии в процесс обучения студенты уделяли большое количество времени поиску химических элементов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, а также значительную трудность вызывала символика химических элементов, часто учащиеся путали символы фтора и фосфора, кальция и калия. Для решения вышеперечисленных проблем студентам было предложено сыграть в командный морской бой. Отличие от традиционного морского боя было в том, что вместо кораблей студентам предлагалось загадать элементы главных подгрупп, ориентируясь на их положение в периодической системе. Данное упражнение позволило сплотить группу и улучшить навигацию учеников в таблице Менделеева, студенты научились определять положение элементов (номер группы, подгруппу и номер периода), а также сопоставлять символ элемента и его название. Вторым приемом геймификации, внедренным в работу со студентами, стали химические крестики-нолики. Упражнение позволило лучше разобраться в классификации оксидов, ведь одному из игроков вместо ноликов необходимо было написать основные оксиды, а другому вместо крестиков - кислотные оксиды. Для решения проблемы работы с текстом студентам предлагались тесты в игровом формате, при их выполнении можно было пользоваться конспектом в тетради и методическим пособием. Сложность теста состояла в ограниченном времени на каждый вопрос, поэтому студенты стало быстрее находить необходимую информацию в текстовом материале. Для решения третьей проблемы предлагается использовать тематические чаты со студентами. В рамках обучающего модуля были созданы отдельные беседы для каждой группы с целью информирования студентов. Помимо сообщений организационного характера, в чат между занятиями отправлялись: 1) химические мемы, которые помогают запоминать информацию и ненавязчиво знакомить с новыми фактами; 2) выдержки из научно-популярной химической литературы, связывающие предмет химии со специализацией студентов; 3) видео-ролики, демонстрирующие применение химических процессов в будущей профессиональной деятельности. Усвоение же студентами неформального учебного материала отслеживается их комментариями и реакциями в чате. Важно, что студенты не воспринимают данные сообщения, как обязательную учебу, а относятся к ней как к развлекательному формату.