TY - JOUR T1 - Особенности преподавания дисциплины «Общая химия» у студентов 1 курса направлений 04.03.01 - Химия и 44.03.01 - Педагогическое образование в РГПУ им. А. И. Герцена AU - Исаева, Е. И. AU - Горбунова, В. В. AU - Байчурин, Р. И. AU - Ардашева, Л. П. Y1 - 2023-03-27 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/528 N2 - Дисциплина «Общая химия» для обучающихся первого курса факультета химии РГПУ им. А. И. Герцена по направлению 04.03.01 - Химия, входит в модуль «Основы химии» и включает 160 часов лекций (по 80 часов в 1 и 2 семестрах) и 226 часов лабораторных занятий (130 часов в 1 семестре и 96 часов - во втором). В первом семестре изучаются разделы «Строение атома», «Периодический закон» и «Химическая связь». Лабораторные занятия в первом семестре начинаются с повторения и более углублённого изучения свойств основных классов неорганических соединений, включая координационные соединения. Особое внимание уделяется номенклатуре неорганических соединений как основы формирования химического языка. Значительное количество часов лабораторных и лекционных занятий позволяет подробно рассмотреть основные модели строения атома, в том числе квантово-механическую модель, уравнение де Бройля, принцип неопределенности Гейзенберга, уравнение Шредингера, понятие о волновой функции, методы одноэлектронного приближения для многоэлектронных атомов, периодический закон, основные характеристики атомов: радиусы, энергию ионизации, энергию сродства к электрону, относительную электроотрицательность; ввести понятия внутренней и вторичной периодичности. Раздел «Химическая связь» посвящён изучению различных методов описания строения веществ: методу молекулярных орбиталей, методу валентных связей, модели ионной связи, включая поляризационные представления, теории кристаллического поля, теории поля лигандов, зонной теория. Большой акцент сделан на описание строения комплексных частиц, включая объяснение их оптических, магнитных, окислительно-восстановительных свойств, геометрии на основе совокупности разных методов. Согласно учебному плану образовательной программы профиля «Химическое образование» направления 44.03.01 - Педагогическое образование, на изучение дисциплины «Строение атома и химическая связь» в рамках «Предметно-содержательного модуля» выделяется всего 34 часа лекций и 56 часов лабораторных занятий. С учётом невысокого среднего балла ЕГЭ у обучающихся этого направления, для более полного усвоения материала недостаточно только контактной работы с преподавателями, а требуется большая самостоятельная работа. Для получения дополнительной информации по дисциплине обучающимся предлагаются в системе «МооШе» презентации лекций, видеолекции по некоторым разделам, электронные учебники и учебные пособия. Готовятся к изданию учебно-методические пособия «Электронное строение атома и периодический закон» и «Строение вещества. Химическая связь». Во втором семестре количество часов, выделенное для изучения дисциплины «Общая химия» примерно одинаковое для профиля «Химия» и «Химическое образование». Календарный план занятий включает следующие разделы: химическая термодинамика, химическое равновесие, химическая кинетика, основы теории переходного состояния, коллигативные свойства растворов неэлектролитов и электролитов, электролитическая диссоциация слабых электролитов, константа диссоциации, диссоциация воды, ионное произведение воды, водородный показатель, гетерогенное равновесие осадок - насыщенный раствор, равновесия в растворах комплексных соединений, гидролиз, теории кислот и оснований, электрохимические процессы, гальванический элемент, электролиз, понятия об электрохимической кинетике. Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме выполнения студентами проверочных и контрольных работ, индивидуальных заданий и лабораторных работ на основе балльной системы. В рамках дисциплины проводится 7 лабораторных работ, часть из которых является пробирочным экспериментом, а часть проводится с использованием компьютеризированного учебно-лабораторного комплекса «Общая и неорганическая химия» (ООО «НПО Унитех»). По результатам всех видов текущего контроля, обучающимся с максимальным количеством баллов предоставляется возможность выбора одного или двух вопросов их трёх в ходе промежуточной аттестации (экзамена). Для выявления одаренных и талантливых студентов с ранних курсов, определения уровня их подготовки в области химических наук, стимулирования к познавательной деятельности и создания условий для совершенствования навыков самоорганизации на базе факультета химии проводится Всероссийская олимпиада по общей химии для студентов 1 и 2 курсов. Углубленное изучение основ химической связи в первом семестре позволяет сформировать у обучающихся умение объяснять закономерности в изменении свойств веществ, предсказывать их реакционную способность, а материал второго семестра способствует подтверждению выявленных закономерностей термодинамическими расчётами. Поэтому материал дисциплины «Общая химия» является основой для изучения свойств химических соединений в рамках неорганической химии. Такая интеграция повышает эффективность изучения химии элементов и способствует формированию непрерывной системы подготовки как бакалавров химии, так и бакалавров педагогического образования.