PT - JOURNAL ARTICLE AU - Иванова, И. С. AU - Попов, А. С. AU - Гайковая, Л. Б. AU - Байчурин, Р. И. AU - Ардашева, Л. П. TI - Роль электронного обучения в адаптации иностранных студентов 1 курса медицинского университета в освоении дисциплины «Химия» DP - 2023-03-27 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/527 AB - Обучающиеся по специальности лечебное дело на английском языке в СЗГМУ им. И.И. Мечникова - студенты из разных стран. В 2022/23 уч. году это студенты из Алжира, Египта, Израиля, Ирака, Ирана, Йемена, Пакистана, Сирии, Судана, Италии, Турции, Республики Кореи. Специфика преподавания химии обучающихся, прежде всего, связана со следующими их особенностями: 1) обучение химии происходит через язык посредник - английский, не являющийся родным, как у учащихся, так и у преподавателей; 2) низкий уровень знания русского языка, как иностранного; 3) разный уровень знаний и умений учащихся по химии, связанный с различиями в системах среднего образования в разных странах; 4) первый месяц дистанционное обучение 5) адаптация к жизни в России; 6) большое желание учиться в медицинском вузе. Все это указывает на то, что иностранные граждане - это особый контингент, требующий на всем этапе обучения адаптивного подхода с опорой на электронное обучение. Под электронным обучением мы понимаем обучение с помощью интернета и мультимедиа. Средства электронного обучения разнообразны, нами широко используются следующие: обучающиеся видео-фильмы (лекций, химического эксперимента, решения задач); презентации лекций, в электронном виде учебная литература и рабочие тетради, инструкции и протоколы лабораторных работ, задания для самостоятельного совершенствования знаний, тесты по каждой теме, контрольные работы и др. Данные ресурсы становятся доступными благодаря платформе Moodle (https://sdo.szgmu.ru), YouTube, TrueConf. Особенно незаменимо электронное обучение при организации самостоятельной работы студентов . Изучение любой темы по дисциплине «Химия» достаточно алгоритмично для студентов и включает в себя: 1. Изучение теории (посещение лекции (для первых лекций трансляция в YouTube), практических занятий (для тех, кто дистанционно в TrueConf), изучение учебной литературы). 2. Закрепление знаний. Мониторинг. Выполнение заданий по соответствующей теме. 3. Совершенствование знаний и умений. Выполнение практической работы. 3. Контроль. Тестирование в системе Moodle. Реализуется учебная деятельность при помощи электронного обучения (таблица1). Таблица 1. Соотнесение этапов самостоятельной работы со средствами электронного обучения _ Химия - экспериментальная наука. До внедрения информационных технологий эксперименты по химии проводились только в условиях традиционных химических лабораторий, в настоящее время актуальным стало внедрение, наряду с традиционными лабораторными работами, также виртуальных лабораторных работ: IrYdium Chemestry Lab, Virtulab.Net и др. Ряд авторов успешно используют их . Мы используем заснятый нами в демонстрационном варианте химический эксперимент с проблемными вопросами. Одну из разработок таких экспериментов можно найти на страницах журнала «Химия в школе» . Для освоения темы учащимся необходимо просмотреть материалы и выполнить краткий конспект, заполнить протокол лабораторной работы в электронном виде в Moodle. Нами в электронном обучении широко используются тесты. Тесты с перемешивающимися вопросами, выбирающимися из банка данных с ограничением по времени выполнения. Каждая попытка оценивается автоматически и оценка записывается в журнал оценок. Задание может быть представлено и в модуле «Форум». В форуме «Вопрос-ответ» студенты должны сначала ответить на сообщение, прежде чем они смогут увидеть ответы других студентов. Таким образом, на платформе MOODLE для удобства обучающихся по специальности лечебное дело на английском языке в курсе «Химия» (Chemistry) материал представлен следующими разделами: Важная информация (IMPORTANT INFORMATION) (раздел, содержащий тематический план лекций и практических занятий, вопросы для подготовки к экзамену и др.), лекции (LECTURES), форумы (FORUMS communication between teachers and students), практические занятия (PRACTICAL CLASSES), тесты (TESTS), теория (THEORY in BRIEF). Преимуществами использования электронного обучения считаем: 1) адаптивность (к темпу работы учащихся, ко времени выполнения задания, к месту выполнения работы); 2) активизацию интереса (информация представлена сжато и унифицировано на современных носителях); 3) доступность (обучения и учебных материалов); 4) модульность (целостность восприятия курса); 5) оперативность (обновление информации происходит сразу же); 6) оптимизация (сокращение времени на проверку результатов тестирования, система сама выдает ответ); 7) самостоятельность (управляемое самостоятельное обучение); 8) самооценка, рефлексия (если учащемуся не нравится его результат, он может восполнить свои недостающие знания и пройти тестирование еще раз); 9) учёт (оценки в ведомости). Наш опыт работы с иностранными студентами показал, что электронное обучение адаптирует студентов, развивает способности, познавательные интересы и навыки самообразования. Но несмотря на это, стоит отметить и недостатки: 1. Отсутствие реального общения: преподавателя со студентами и студентов друг с другом. Идентификации личности обучающегося (что именно он выполнял работу во время удаленного обучения). Для ликвидации этого мы используем в электронном обучении конференции ТгиеСопГ. 2. Нужна хорошая техническая оснащенность студента в домашних условиях. 3. Нет жесткой самодисциплины у некоторых студентов. Дисциплину стимулируем прогрессивной шкалой отметок в бально-рейтинговой системе и ограничением всех видов деятельности по времени.