RT - SR - Electronic T1 - Вариации преподавания неорганической химии в ОМГУ им. Ф. М. Достоевского для студентов разных направлений обучения SP - 2023-03-27 A1 - Голованова, О. А. A1 - Исаева, Е. И. A1 - Ардашева, Л. П. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/526 AB - В настоящее время современное развитие представлений о неорганических веществах и новых материалах на их основе отвечает передовым тенденциям развития наукоемких исследований для обеспечения устойчивого развития общества. Известно, что неорганическая химия является разделом химии, развивающимся наиболее динамично в настоящее время, что позволило создать широкий круг новых материалов, без которых трудно представить современную науку, медицину и промышленность. Неорганическая химия (НХ) является базовой для развития других дисциплин и методов подготовки современных студентов на разных этапах обучения (бакалавриат, магистратура и др.), готовых к самостоятельной научно-исследовательской и производственной работе в любом коллективе. Неорганическая химия по традиции, существующей в большинстве наших университетов, изучается на первом курсе и должна создать фундамент для последующих дисциплин. Таким образом, курс неорганической химии является самым сложным для студентов дисциплиной, особенно если учесть, что с нею встречаются вчерашние школьники, еще не адаптировавшиеся к обучению в вузе и большей частью не умеющие организовать свою самостоятельную работу как с литературой, так и с другими источниками. Кафедра неорганической химии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского осуществляет подготовку студентов по профилю «Неорганическая химия и химия координационных соединений», магистрантов вместе с кафедрой «Органической и аналитической химии» по направлению «Современная химия» и аспирантов по специальностям «Физическая химия» и студентов экологов по направлению «Урбоэкология». Дисциплина НХ состоит из лекционного курса, лабораторного практикума и семинарских занятий по которым задаются на дом фронтальные или индивидуальные задачи. Она изучается два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменом. Текущий контроль включает проверку преподавателем домашних заданий и отчетов о лабораторных работах и опрос на семинаре, а также перед началом каждой лабораторной работы. Студенты, набравшие за семестр 90 и более баллов, проходят только собеседование, по итогам которого выставляется за экзамен оценка «5», а набравшие от 75 до 89 баллов - с оценкой «4». Консультации проводятся не только перед экзаменами, но и в течение семестра. Во втором семестре кроме перечисленных выше форм занятий студенты проходят рассредоточенную практику по неорганической химии (реферат), которая завершается защитой перед потоком студентов 1 курса и зачётом. В зависимости от уровня подготовки студента, ему предлагается сделать обзор литературы по актуальному направлению современной неорганической химии или дать характеристику новым материалам, разработанным в последнее время, например «Катализатор каталитического крекинга - разработки центра новых химических технологий Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН (ЦНХТ ИК СО РАН)» и др. В условиях постоянного роста объёма научной информации а, следовательно, и объёма учебного материала по неорганической химии выдвигается требование структурирования содержания неорганической химии, изучающей большое число химических элементов, простых веществ и сложных соединений и разработки инвариантных подходов обучения неорганической химии, на основе которых возможно изменение этой дисциплины для разных направлений специалистов (химиков, технологов, экологов, магистров «Современная химия» и др.). Принципы инвариантности, по мнению Е. Вигнера , должны давать возможность новых отношений между событиями на основании знания уже установленных соотношений. Такой подход при изучении неорганической химии обеспечивает обучение этой сложной химической дисциплины на необходимом научном уровне для студентов с разной базовой подготовкой по химии и позволит подготовить фундамент для аналитической, органической, физической, квантовой химии, строения вещества, кристаллохимии, химической технологии, общей физики, физических методов исследования и других дисциплин.